Погляди на моих бойцов...
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Погляди на моих бойцов...


Капризы погоды не помешали тысячам курян принять участие в шествии «Бессмертного полка».  И даже, на мой взгляд, в этот раз участников было больше, чем в прошлый. Как это ни странно, но дождливое настроение погоды, немного грустное, со «слезами», совпадало с настроением человеческих душ. Невольно вспомнилось окуджавское: «Дождик осенний, поплачь обо мне...».  Правда, дождик в нашем случае был весенний, майский.    
М олодежь в пилотках и ладных гимнастерках – от самых мелких, что недавно только научились ходить, до кокетливых девушек с осиными талиями, затянутыми солдатскими ремнями. Кто-то на Западе называет это карнавалом, сравнивая с аналогичными, по их мнению, действами в Рио-де-Жанейро или  Венеции. Нет, господа хорошие, мы с вами слишком по-разному смотрим на минувшую войну, чтобы следовать в кильватере ваших развлекух. Шествие «Бессмертного полка» – это совсем другое! По сути это продолжение военного парада. Так же, как и минувшая война  была народной, священной, так и шествие утвердилось в сознании  россиян  как народное, священное...
Россию часто упрекают в том, что на государственных военных парадах она регулярно «бряцает оружием». Дескать, война была давно и о ней пора забыть.  Может быть, для Франции, Дании или Норвегии память о войне и не актуальна, но только не для России. Слишком уж велика разница в человеческих потерях... А теперь и шествие «Бессмертного полка» на Западе относят не иначе как к проявлениям агрессивности россиян, организованным государством.
Хотят ли русские войны? Для нас в вами вопрос пустой и глупый.  Здесь снова в самый раз вспомнить слова из песни – такой уж мы с вами песенный народ:
...Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны:
Хотят ли русские войны...
Советуем приглядеться к шествию «Бессмертного полка», господа недруги России. Разве не убедителен такой ответ сыновей и внуков? Портреты, портреты... Тянутся к небу из рук потомков...
Погляди на моих бойцов –
Целый свет помнит их в лицо...
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!
П онятное дело, само шествие и портреты славных предков над головами предполагают особую строгость в поведении. Почти как в храме: ни одного курянина навеселе, очень редко увидишь завиток сигаретного дыма, совсем не слышно крепких словец... Уже после шествия в парке Героев Гражданской войны видел, как несколько десантников с боевыми наградами чинно поздравляли прохожих с праздником и предлагали мужчинам покрепче хлебнуть за Победу из солдатской фляги. Да оно и понятно – святое дело.
Военная музыка, вечная спутница идущих в строю солдат, звучала в Курске на улице Ленина повсюду. Кстати, королем всех русских маршей  считаю «Прощание славянки». Под такую  музыку – и в бой, и на парад. Но и простые, хорошо подобранные песни, льющиеся из репродукторов, создавали торжественное настроение.
Рядом со мной на тротуаре стоит  группа темнокожих иностранных студентов с георгиевскими ленточками. На происходившее смотрят с удивлением и уважением. Светловолосая девчушка что-то рассказывает им, чередуя русскую речь с английской. У одного из темнокожих парней в руках старая фотография, должно быть, воевавший предок. Пускай не на нашей войне, но все равно – спасибо ему...
Всматриваюсь в лица на портретах.   Пытаюсь угадать военные судьбы. Говорят, что если форма еще без погон, почти наверняка – погиб.
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете...
А может быть, под Москвой, под Киевом или при взятии Курска. Но скорее всего, под какой -нибудь безвестной деревушкой, коих в России считать не пересчитать...
Вот семья из Донецка. Приехали почтить  память деда, погибшего на Курской дуге. В их семейном пантеоне погибших на войне родственников есть и те, что пали недавно, в рядах ополченцев под Донецком. Они тоже на транспаранте – вместе с дедом... К месту вспомнился рассказ отца о страшных боях на правом берегу Днепра осенью 1943-го. В его разведвзводе едва ли не половина были украинцами, а двое – как раз из Донецка. Но поди теперь, восстанови их имена... Хотя, на всякий случай, обозначаю: 60-я армия Центрального фронта, 1031-й стрелковый полк 280-й дивизии.
Ч то особенно охотно принимаю в традиции шествий «Бессмертного полка», так это тот факт, что нет руководящих фигур в первом ряду. Все равны. Даже Роман Старовойт с семьей скромно затерялся где-то в рядах марширующих.
Если бы той войны не было вовсе, население России было бы больше... 27 миллионов... их дети, внуки, правнуки... Среди них наверняка были бы талантливые ученые, инженеры, писатели... Да что там – умелые токари и фрезеровщики, строители и садоводы...
И мы после такой арифметики должны забыть ту войну?! Не дождетесь, господа!
В се меньше стариков, что прошли дорогами войны. Национальное достояние, которое невозможно будет восполнить...
Последний батальон уходит с поля боя,
Серебряной трубы услышав дальний зов,
Ушедшие вперед зовут их за собою
Под голубых небес серебряный покров...
Всегда ли мы  внимательно относимся к их проблемам? Не уверен.
А дождик то затихал,  то начинался снова... К  слову, день 9 Мая 1941 года в Курске тоже был пасмурным и дождливым. А еще – третий день после Пасхи, праздника воскрешения и вечной жизни. Согласитесь, символично.
Колонна все двигалась как бесконечная река из прошлого в будущее. Какой уж тут полк — целая армия...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...