В мире музыки Галины Дергилевой
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В мире музыки Галины Дергилевой


Музыка делает мир добрее, раскрывает в детях таланты и способности, о которых  взрослые и не подозревали. В этом уверена курянка Галина Дергилева, которая учит школьников добру и красоте, а еще любит путешествовать с ветерком на парусной яхте.    
Кто бы мог подумать, что в семье агронома и учителя математики появится музыкант.
– Это папа решил, что дочь должна играть, и купил фортепиано, когда училась в первом классе, – вспоминает курянка.
На прослушивание девочку отвели к учителю пения.
– Есть способности, – резюмировала педагог.
Первое соприкосновение с музыкой оставило незабываемые впечатления.
– До сих пор в голове крутятся Бах, Чайковский, старинная французская песенка... Пахло лавандой и розами. Музыка – волшебство, пробуждает необыкновенные чувства, – вспоминает Галина Петровна.
Когда перевелась в 5-ю детскую музыкальную школу, попала в класс выпускницы Саратовской консерватории Галины Михайловны Ковтун.
– Галина Михайловна – прекрасный человек и педагог, ученики ее очень любили, а потому старательно занимались, – говорит Галина Петровна. – Она научила понимать и чувствовать мелодию.
После окончания музыкальной школы Галину зачислили в музучилище (теперь это колледж имени Свиридова).
– Прорвалась! – улыбается Галина Петровна. – Конкурс огромный, да и учиться было непросто. Но все, кто туда шел, знали и понимали зачем это.
И снова повезло – туда же перевелась Галина Ковтун. И это было счастье.
С домашними занятиями было сложнее: в квартире, где жила семья Галины, стены были тонкие – частое музицирование раздражало соседей.
После училища Галина попала по распределению в колледж культуры – заведовала фортепианным отделением. Затем перешла в ДШИ №4, в которой работает до сих пор.
– В школу приглашали педагогов с именем, которые делились методиками и секретами преподавания, – рассказывает Галина Петровна. – Они отходили от традиционных способов, пытаясь заинтересовать детей.
В советские годы пользовалась популярностью книга «Развитие музыкального слуха» Григория Шатковского – педагога-новатора, разработавшего уникальную методику обучения и раскрытия творческого потенциала личности. Еще один видный деятель того времени – пианистка и музыкальный педагог Анна Артоболевская.
Представители курской музыкальной элиты  позаимствовали лучшее из методик мастеров для создания собственных учебных пособий.
– Ничего нового изобрести нельзя: музыка – такая какая есть, не переделаешь. А вот преподнести произведение свежо – в наших силах, – утверждает Галина Петровна. – А еще тот, кто учится в музыкальной школе, и в средней показывает отличные результаты. Потому что развиваем виды памяти:  концептуальную, визуальную, слуховую. Воспитанник Леонид Левин закончил после музыкальной Высшую школу экономики. Парень еще и танцевать пошел – теперь чемпион мира по чарльстону.
Некоторые ребята, научившись играть на фортепиано, постигли саксофон и гитару. Музыка дает толчок к познанию самого себя.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента.
– Читая с листа музыкальное произведение, человек не воспринимает его отдельными буквами – нотами, а охватывает зрением целую фразу, – рассказывает Галина Петровна. – Ученики должны научиться быстро на глаз распознавать ритмы, интонации, гармонические схемы. В музыкальной школе этот процесс «распознавания» доводят до автоматизма. Без терпения и усидчивости тут не обойтись. Знаете, для чего на уроках слушают классику? Это не просто развивает слух, это еще и духовно-эстетическое воспитание. А еще когда разучиваем произведение, изучаем историю: в какую эпоху написано, кто исполнял...
Каждый человек играет одну и ту же вещь по-разному.
– Когда прослушиваем двух музыкантов, ищем разницу, звуковую, темповую. Один исполнитель играет быстрее, другой медленнее, один слышит трагические нотки, другой – мажорный настрой, у каждого исполнителя  свое отношение к шедевру, – продолжает курянка.
На вопрос, что слушает сама, Галина Петровна отвечает: «Чем старше становлюсь, тем больше нравится классика». Особенно в исполнении собственных учеников.
– Ученица третьего класса готовилась к конкурсу «Новые имена» и выучила сонату Моцарта, которую играют семиклассники. С удовольствием слушала шедевр гения в ее исполнении, – признается педагог.
В жизни Галины Петровны, кроме музыки, есть семья и увлечения. Клумбами в саду и огородом мало кого не удивишь. А прогулками под парусом? Супруг Александр Иванович (виолончелист с золотыми руками) занимается парусным спортом.
– За совместную жизнь смастерили четыре парусные  лодки. Плаваем на той,  которая вмещает больше людей, – рассказывает Галина Петровна.
Летом супруги выезжают в Железногорск на водохранилище в Копенках. С собой берут друзей: учеников с родителями, педагогов. Такие поездки не обходятся без ночевок в палатках и песен под гитару.
– С музыкой не расстаемся, – шутит курянка.
Недавно Галина Петровна отметила юбилей. У женщин не спрашивают о возрасте, но курянка не стесняется говорить, что 44 года посвятила музыке. Благодарных вам учеников и интересных встреч, Галина Петровна!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...