Дом, где детям дарят шанс на полноценную жизнь
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дом, где детям дарят шанс на полноценную жизнь


Название «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» звучит казенно, пугающе, от него так и веет человеческой бедой. Корреспондент «ГИ» побеседовала с руководителем учреждения Ириной НАРЫКОВОЙ и лишний раз убедилась, что первое впечатление может быть  обманчиво.    
Ирина Николаевна рассказывает одну из типичных для центра историй. Мать после развода с мужем несколько лет изо всех сил старалась обеспечивать всем необходимым двух ребятишек. В 35 лет встретила мужчину, который, как ей показалось, мог бы стать надежной опорой в жизни для нее и детей. Через год с удивлением осознала, что новый избранник приучил ее к спиртному, потерял работу сам, да и она находится на пороге увольнения. Младшая дочка день проводит в детсаду, вечером жмется к ней. Сын-подросток в первый же момент невзлюбил претендента в отчимы, между ними начался затяжной конфликт, и теперь мальчик старается не появляться дома допоздна – отирается, голодный, где-то во дворах, от него пахнет куревом.
В центр реабилитации несовершеннолетних обратилась школа: учащийся прогуливает уроки, не успевает по многим предметам, грубит в ответ на замечания, одет неряшливо, в семье неблагополучная ситуация.
Помещение ребенка в воспитательное учреждение – первый грозный звонок для мамы: продолжишь опускаться на дно – лишишься родительских прав. Женщина воспринимает временное изъятие сына из семьи как начало его  интернатовской жизни и соответствующе настраивает подростка. Неудивительно, что при первой встрече с воспитателем он не блещет светскими манерами:
– Добрый день, Максим. Мы рады видеть тебя в нашем учреждении.
– А пошла ты на …
В ноябре Курскому центру социальной реабилитации несовершеннолетних исполнится 25 лет. Корни учреждения уходят в 90-е, когда глобальные изменения в экономике привели к свертыванию производства на некогда мощных советских промышленных гигантах. Тысячи рабочих семей остались без средств к существованию. Безработица больно ударила и по подрастающему поколению. Государство понимало: если родители не в состоянии материально обеспечить детей, значит кто-то другой должен их одеть, обуть и накормить. По всей стране стали появляться финансируемые из бюджета центры помощи семье и детям, перед которыми ставились две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели: реабилитация детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и выведение из кризиса родителей.
Работа курского центра строилась по участковому принципу: сотрудники, закрепленные за микрорайонами, общались с жителями домов, директорами школ и детсадов, администрацией округа и выявляли точки напряженности с явным болевым синдромом. Это не только асоциальные семьи, но и пользующиеся поддержкой государства малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья или где один или оба супруга имеют инвалидность.
Изначально помощь ребятишкам могла оказываться на дому, в 2002 году центр  перепрофилировали в реабилитационный с обязательным круглосуточным пребыванием и работой с семьей за пределами стен учреждения.  
Когда ребенок поступает в центр, его диагностируют врач, психолог, дефектолог, специалист по социальной работе. Спектр проблем может включать отставание в учебе, девиантное поведение, приверженность к вредным привычкам (алкоголь, курение, психоактивные вещества), а также психологические травмы из-за жестокого обращения  в семье или внезапной утраты родителя. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации – список задач для педагогов.
Бывает, что полиция доставляет в центр иногороднего ребенка – ушел из дома, путешествует на поездах и электричках. Сотрудники центра первым делом связываются с органами опеки и выясняют, какая ситуация в семье. Если нормальная, родители приезжают и забирают бродяжку. Если неблагополучная  – ребенок переводится в аналогичное учреждение для несовершеннолетних по месту жительства.
С причинами неблагополучия семьи борются всем миром. Это происходит на координационном совете, в который входят все причастные государственные  и общественные структуры – органы опеки, служба занятости, представители здравоохранения и другие.
Самые сложные случаи – родители с алкогольной или наркотической зависимостью. Их надо пролечить, добиться ремиссии, трудоустроить и потом постоянно держать под контролем, оберегая от срыва. Ведь взят из жизни  анекдот об  алкоголике,  который, выписавшись из наркодиспансера, видит у входа встречающих его друзей и радостно кричит: «Ребята, меня закодировали! Надо отметить это дело!».
–  Гораздо сложнее бороться с женским пьянством, – считает Ирина Нарыкова. – Мы придумали действенный прием: после кодирования берем женщин к себе уборщиками помещений. Они работают весь период, пока их ребенок находится в центре. Вы не представляете, как гордятся воспитанники родителями в это время. Детскую душу греет осознание, что их мать – часть коллектива, который занимается перевоспитанием оступившихся взрослых. Женщина, в свою очередь, видя, как дружелюбно общаются окружающие, как все вместе радуются успехам детей, понимает, что жизнь без спиртного ярче и продуктивнее.
Если мать нашла взаимопонимание с ребенком, аккуратно выполняет трудовые обязанности, ей подыскивают работу с помощью центра занятости и отдают ребенка. Было время, когда основная масса детей, попавших в центр из асоциальных семей, после окончания срока реабилитации уходила в детские дома и интернаты. Это – непреходящая  боль сотрудников центра.  Сейчас более 90% воспитанников возвращаются в семьи.
По признанию владыки Германа, перед первым визитом в центр он волновался: «Казенное учреждение. Обездоленные, обиженные судьбой дети. Что им сказать? Как приободрить и вернуть веру в хорошее?». А когда прошелся по жилым и учебным комнатам, не мог сдержать удивление: «Боже мой, как же тут славно!».
Воспитанники центра ходят в соседнюю школу. После занятий педагоги центра помогают им подготовить домашнее задание и наверстать упущенное в учебной программе. Каждому ребенку предлагают на выбор несколько кружков и спортивных секций. Рукоделие, изготовление мягкой игрушки, рисование обычное и правополушарное… Попробовав себя в одном, другом, третьем,  ребенок, который с малых лет жил среди пьяных криков и пинков, вдруг обнаруживает, что он хорошо рисует, обладает абсолютным слухом,  прекрасным вокалом или ему нет равных на турнире по настольному хоккею. Неожиданный успех, который подтверждается два-три раза за время нахождения в центре, переворачивает мировосприятие ребенка. У него возникает потребность двигаться дальше, развивать способности. Центр поддерживает это стремление в рекомендациях школе.
К праздникам и выпускам, которые происходят каждые три месяца, воспитанники готовят спектакль и концертную программу. Родители в зрительном зале не узнают детей: «Неужели это мой оболтус так проникновенно читает стихи?»
Воспитанники в центре не только усиленно развиваются, но и интересно и познавательно отдыхают. Их досуг – экскурсии в Марьино, Поныри, Свободу, музеи и кино, аквапарк и детские аттракционы в ТРЦ. Это при поступлении особо продвинутые дерзят и матерятся, выпускаются они – со слезами и просьбами оставить их еще на четверть.
– Когда срок реабилитации подходит к концу, ответственный специалист центра встает и говорит: «Все пункты программы  выполнены: детские пособия оформлены, мама пролечена от алкоголизма и трудоустроена, отец дал добро на лечение. В ходе проверок установлено, что в доме чисто, одежда и обувь для ребенка приобретены, на кухне  имеются продукты из магазина и приготовленные блюда. Ребенок может возвращаться домой», – говорит Ирина Николаевна. – В этот момент всех, кто работал с воспитанником и семьей: педагогов, воспитателей,  нянечек, социальных работников, переполняет гордость. А в их глазах блестят слезы: «В добрый путь юный человечек, мы вложили в тебя частичку своего сердца».
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...