Курский фильм – предтеча лауреата Канн
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курский фильм – предтеча лауреата Канн


29 августа завершает работу юбилейный X сезон проекта «Открытый экран». В этом году он  включил более 70 мероприятий в районах. Романтика выездов в курскую глубинку в 2014 году попала на большой экран – российский режиссер и сценарист Лариса Садилова сняла фильм «Сельский показ». А в этом году другой ее фильм «Однажды в Трубчевске» был включен в программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Мы поговорили с режиссером и выяснили, что у номинированного кино вдохновение – курское.    
– Оба эти фильма – «Сельский показ» и «Однажды в Трубчевске» – не про выдуманных, а про настоящих героев, которые находятся рядом с нами, они не играют, а живут, и мы им верим, – делилась с нами Лариса Игоревна в эксклюзивном интервью по телефону. – Фильм «Сельский показ» очень музыкальный, и, к сожалению, именно из-за этого мы не можем его разослать на большое число фестивалей и организовать массовые показы – сначала нужно выкупить права на музыку, а это порядка 500 тысяч рублей. Тем не менее лента выложена в YouTube, ее может посмотреть любой желающий. Существуют две версии фильма – продолжительностью 52 и 26 минут. Короткую можно демонстрировать на «Открытом экране», селяне будут узнавать себя, вспоминать какие-то моменты из личной жизни и жизни села. Именно «Сельский показ» явился предтечей фильма «Однажды в Трубчевске», который я сняла в родной Брянской области. То, что «Однажды в Трубчевске»  попал в программу «Особого взгляда» 72-го Каннского фестиваля, – само по себе награда. Только представьте: из 4 тысяч лучших фильмов было отобрано всего 35. Его с восторгом приняла публика, тепло отзывалась о нем и пресса. В ближайшее время мы организуем показы этой работы в Трубчевске, затем – в Брянске, стоит договориться о показе и в вашем городе, о котором у меня остались самые теплые воспоминания. На Каннском фестивале была впервые – он поразил невероятным числом влюбленных в кинематограф людей. Слово «фестиваль» переводится на русский как «праздник», вот и получился настоящий праздник кино!
Премьера фильма «Однажды в Трубчевске» состоялась за два дня до закрытия фестиваля. А Лариса Садилова официальное приглашение получила в самый последний момент:
– У меня не было такого количества амбиций. Но в этот раз, когда мы отправили диски с фильмом на фестиваль, и потом – после того, как нам сообщили, что уже все российские фильмы получили отказ, а мы – нет, вот тогда наступила ночь мечтаний. О том, как поедем в Канны, как пойдем по красной дорожке….
С собой в путешествие на Лазурный берег Лариса Игоревна взяла вязаные варежки, чтобы вручить их директору кинофестиваля. Вместе с работой нашего режиссера в программу Канн, только в основной конкурс, включили и «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино. Газеты запестрели заголовками «От Голливуда до Трубчевска». Самое забавное, что исполнитель одной из главных ролей у Садиловой – Егор Баринов – вылитый Тарантино. Так что последнему можно паковать чемоданы и приезжать в Трубчевск, его все здесь знают! Впрочем, и Баринову по той же причине можно отправляться в Голливуд.
«Однажды в Трубчевске» – это история маленького городка, где все всегда на виду, и измены в том числе. И когда есть семья, непонятно, какой путь правильный… Героям фильма приходится встать перед выбором: строить отношения с новой «половинкой» или вернуться к привычному течению жизни вместе со старой. Главные роли в картине исполнили Кристина Шнайдер, Егор Баринов и актер Брянского драмтеатра Юрий Киселев.
Из интервью «Российской газете»:
– Правда ли, что отправной точкой для создания фильма была история дальнобойщика и его любимой женщины, которая повсюду ездила с ним?
– Мы знали их! Нас познакомил Игорь Столяров, художник-декоратор фильма. Это его друг – дальнобойщик, который останавливался у нас во время строительства нашего дома в Подмосковье около 15 лет назад. И его женщина приезжала – они жили в родном городе на одной улице. Мы знали их историю, и в ней было все еще сложнее – у них был общий ребенок, про которого ее муж не знал.
– Почему городом для съемок был выбран Трубчевск?
– Свой первый фильм я сняла в Кашире, второй – в Орле. И вот однажды Рустам (Рустам Ахадов – продюсер и звукорежиссер, муж Ларисы Садиловой – ред.) мне сказал: «Почему ты не снимаешь у себя на родине, в Брянске?». И фильм «Ничего личного» мы уже снимали там. Затем был «Сынок»... К моменту его съемок я поняла, что, к своему стыду, не очень хорошо знаю область. Я ездила по ней еще в детстве, когда занималась в кукольном театре и у нас были гастроли по всем городам: Новозыбков, Клинцы и другим. Но это были детские воспоминания, а не выбор натуры. И когда мы снимали «Сынка», то поехали смотреть область и остановились на Трубчевске. Познакомились с Борисом Ивановичем Нефедовым (к сожалению, он уже умер) – старшим научным сотрудником  краеведческого музея, экскурсоводом. Он нам так показал Трубчевск и его окрестности, что мы влюбились в этот город.
– И жители Трубчевска снимались в вашем кино. Например, у вас есть замечательная бабушка, которая сдает влюбленной паре дом, и видно, что она – не актриса. Когда вы вот так вот запросто ввели в художественное кино документальное, понимали же, что идете на риск?
– Помимо четырех профессиональных актеров, играющих главные роли, все остальные в фильме – жители Трубчевска. И сын главного героя, и свекровь Анны – это тетя Валя Козова, и бабушка, конечно же, и мужик, который едет в автобусе и рассказывает про рыбу, – это староста церкви. Да много их, уж не говоря про финал. Когда мы искали дом, в который переедут наши герои, то нашли бабушку и ее жилье. Сначала мы познакомились с ее сестрой, которая на год старше. Она нам рассказывала удивительные истории. И тогда же я поняла, что мы будем ее снимать...  Когда мы в первый раз приехали, она нам рассказывала про войну...но когда уже вернулись на съемку, бабушка заболела, плохо себя чувствовала – ей 83 года. В итоге снималась ее сестра Евдокия Ивановна Боровикова. Но она такая же говорунья.
Вот что пишет на страницах «Московского комсомольца» обозреватель отдела кино и телевидения Светлана Хохрякова:
«Когда-то со своим дебютом «С днем рождения!», снятым в роддоме и почти документально, Лариса участвовала во многих европейских фестивалях. Ее «С любовью, Лиля» стала призером Роттердамского кинофестиваля. В новой картине – все та же частная жизнь маленьких и скромных людей, живущих в небольшом городке, где не укрыться от посторонних глаз. Главную героиню зовут Анна. Она – кустодиевская, пышнотелая красавица. Все у нее хорошо: любящий муж, подрастающая дочь, работа на дому. Анна вяжет и продает в городе свой товар. Ее можно назвать Карениной из Трубчевска, потому как она проходит путь измены, но без летального исхода. Сыграла Анну Кристина Шнайдер – начинающая в кино актриса, сыгравшая прежде первую жену Шагала в фильме «Шагал – Малевич» Александра Митты.
Жизнь городка бесхитростна и спокойна. На экране – не только московские актеры, но и Юрий Киселев – прекрасный артист брянского Театра драмы имени А. К. Толстого, снимавшийся у Ларисы во всех фильмах, начиная с  «Ничего личного». Участь провинциального Вронского выпала на долю Егора Баринова – пожалуй, самого известного здесь актера, эдакого сельского Тарантино-дальнобойщика.
Жители Трубчевска, и особенно их женская половина, прекрасны: ворчливая свекровь Анны, которая никогда ей не простит произошедшего, деревенская старушка, приютившая злополучную Каренину в своем доме, кумушки, осуждающие непутевую «дуру набитую», как назовет ее собственный муж. Они совсем не робеют перед камерой, живут естественной жизнью, рассказывают о своей драматичной судьбе, о фашистах, дошедших до этих мест… Сила картины Садиловой – в простоте и безыскусности. В то время как многие сюжеты, особенно усталого европейского кино, вымучены».
Победителем в номинации «Особый взгляд» стал фильм бразильского режиссера Карима Айнуза «Невидимая жизнь» о судьбе двух сестер, сохранивших любовь, несмотря на разлуку. А картина россиянки навсегда станет частью истории одного из главных международных кинособытий и начнет вершить уже свою – историю кинопрокатов. Надеемся, и Курск в нее войдет!  
Оксана САНИЦКАЯ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...