Город и его праздники
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В судьбах  многих старинных городов есть несколько знаковых моментов, когда сложившиеся обстоятельства позитивно и весьма основательно влияли на их дальнейшую судьбу. Иные из этих исторических вех вполне можно назвать днями рождения города.    
Скажем, для  Курска (помимо первого упоминания в «Житии» Феодосия Печерского от 1032 года) это лето 1597 года, когда возобновили старую крепость, а с ней и сам город начал возрождаться после нескольких веков забытья. Или 1782  год, когда  с легкой руки императрицы Екатерины II город начали отстраивать по новому плану, в корне его преобразив. В 1934-м Курск поднялся на одну ступеньку выше, вернув себе статус областного центра. Ну и, конечно же, к таковым  вехам нужно отнести освобождение в феврале 1943-го и лето того же года, когда Курск стал частью мощной инженерно-оборонительной системы, протянувшейся на сотни километров. А кроме того – крупным железнодорожным узлом, как сегодня говорят – логистическим центром, через который советские войска в районе Курской дуги снабжались всем необходимым… Согласитесь, любое из этих исторических событий можно считать вторым рождением и оно может стать календарной вехой для проведения главного праздника – Дня города.
Кроме того,  в судьбе нашего города немало и других событий, которые уместно вспомнить, если уж речь зашла о городских  праздниках. Кто-то сочтет некоторые из них недостаточно вескими на фоне довольно драматической истории Курска, но можно рассудить и иначе. Скажем, в 1612 году куряне в тяжелейшей осаде отстояли свой город от польско-казацких пришельцев. А если бы тогда не выстояли? Тот же  Белгород, сожженный несколькими годами раньше, на старом месте даже восстанавливать не стали... Или обретение в 1799 году  текста «Слова о полку Игореве», где куряне упомянуты  как «славные воины». Это единственный случай столь лестной похвалы в древнерусской литературе. Кстати, именно после прочтения и перевода великой поэмы на современный русский язык, в обиход вернулось красивое старинное слово «куряне», постепенно заменившее куда менее благозвучное «курчане».
В  этом же ключе можно продолжить... В начале 60-х XIX века решался вопрос о том, где  проляжет железная дорога от Москвы в южную сторону. При этом вполне могли выбрать вариант, где Курск оставался бы в стороне от «железки», и тогда развитие  города пошло бы совсем другими темпами. Но выбрали тот, что нужно, мало того – назвали  железную дорогу «Московско-Курской», хотя первый вариант названия был другим – «Московско-Орловская». Курск стал важным для юга России железнодорожным узлом и просто  был вынужден  развиваться дальше. Потребовались специалисты (от инженеров до машинистов паровозов), без которых эксплуатация «железки» была бы невозможна. Впрочем, и строительство трамвайной линии в 1898 году тоже было бы затруднительно без железнодорожного опыта.
Были в судьбе Курска задумки, которые могли бы стать потенциальными праздниками, но не стали таковыми. Скажем, в 30-е годы позапрошлого века в правительстве России обсуждался проект, согласно которому нынешнюю Коренную ярмарку следовало перенести на территорию Курска, а точнее – несколько южнее города, туда, где полноводная в те времена Тускарь впадала в Сейм. Мотивировалось это опытом Макарьевской ярмарки, которую в свое время переместили в Нижний Новгород, тем самым придав городу мощный потенциал развития. Для Курска не сбылось. Хотя в конце XIX начале XX века куряне пытались переместить ярмарку на территорию своего города. Вполне вероятно, из этого что-то и получилось бы – помешала война 1914 года.
Но вернемся ко Дню города. Что это по своей сути, если не попытка в той или иной степени объединить все городские исторические вехи? Другой разговор, что не всякий раз удается сразу найти баланс между старыми традициями и новыми веяниями. Так уж сложилось, что    в Курске дата проведения этого праздника долгое время была привязана к крестному ходу. Из Курска чудотворная икона торжественно переносилась в Коренную пустынь в девятую пятницу после Пасхи. К слову, в этот день в России проводится несколько крестных ходов, посвященных Божией Матери: в Смоленской и Тюменской областях, в Башкирии. В девятую же пятницу после Пасхи отмечается и день памяти великомученицы Параскевы-Пятницы, когда-то очень почитаемой в нашем городе: в центре Курска стоял посвященный ей храм, а главная крепостная башня так и называлась – Пятницкая.
В Курск икона Божией Матери «Знамение» возвращалась 25 сентября – в крайний день празднования Рождества Богородицы. Кстати, иное название этого дня – «аподосис» – переводится с греческого языка как «возвращение». Понятно, что не всегда дата приходилась на выходной, и это вносило некоторые сложности для празднующих, что, собственно, и стало основной причиной переноса нынешнего Дня города с 25-го на 28 сентября.
Безусловно, наш город достоин полноразмерного праздника, и дело не только в том, что такое качество труднодостижимо в рамках рабочего дня. Получалось, что в День города в Курске отмечали сразу два праздника – духовный и сугубо светский. И они в  некоторый момент неизбежно противоречили друг другу: строгий, торжественный крестный ход и веселый, шумный, радостный по своей сути День города. В первом случае – обязательное изобилие полиции, перекрытые боковые улицы, а во втором правоохранительные органы стараются быть в меру незаметными. То есть – даже уровни охраны общественного порядка разные. Но беда еще и в том, что крестный ход, достигая главной улицы, «вливается» в самую гущу праздничной суеты и приостанавливает ее. Как сказано: «Богу – Богово, а кесарю – кесарево», и надо ли здесь смешивать? Другое дело, если День города начинался  бы после возвращения в Курск иконы. Как Коренская ярмарка в Коренной пустыни открывалась с приходом туда иконы, а стало быть, и всего губернского начальства – светского и духовного.
К слову, у каждого города России (и не только в областных центрах) дата праздника устанавливается по-своему. Часто этот день привязан к моменту освобождения от оккупации (Белгород, Орел, Воронеж, Рыльск, Брянск). Во всех этих случаях одновременно отмечают летописную или документированную дату его основания. Там, где дата проведения Дня города постоянная, празднование продолжается несколько дней, но кульминация – обязательно  в выходной. В Самаре день рождения отмечают во вторые выходные сентября и празднуют три дня. В Ростове Великом – в последнюю субботу сентября. В Нижнем Новгороде с датой проведения городского праздника вообще не церемонятся, в этом году его вновь перенесли: сначала отмечали во второе воскресенье сентября, потом 12 июня, а в  2019-м день выпал на 17 августа.
25 сентября День города традиционно отмечают в Смоленске, и приурочен он к моменту освобождения города в 1943-м. Но в случае несовпадения с выходными днями  кульминацию праздника переносят на ближайшую субботу.
Безусловно, решение о переносе даты празднования Дня города Курска разумно – прекрасная пора золотой осени, в город вернулась главная святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. В нашей нынешней жизни так мало осталось давних  живых традиций, которые бы свидетельствовали о древнем возрасте города и его регалиях. Почему бы не определить дату проведения Дня города в Курске следующим образом: «в первую субботу после отдания праздника Рождества Богоматери». То есть первый выходной день после 25 сентября.  Кто-то скажет – формальность. Но так хотя бы не забудем о духовных корнях Дня города Курска.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...