"Эффект Кулешова"
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
"Эффект Кулешова"


Советский кинорежиссер, актер, сценарист, теоретик кино, один из основателей и первых педагогов ВГИКа, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, доктор искусствоведения, удостоенный орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, – это все о нем, о Льве Владимировиче Кулешове.    
Первую научную статью о кинематографе он опубликовал в 18 лет. Сам ставил и снимался в немых картинах, экспериментировал с монтажом: привносил в фильмы новые смыслы и эмоциональные оттенки. За книгу «Основы кинорежиссуры» теоретик кино получил ученую степень доктора наук, а его прием, названный позже «эффектом Кулешова», Альфред Хичкок назвал «настоящим искусством создания идей».

«Доучивался в жизни»
Лев Кулешов родился в Тамбове в 1899 году в семье разоренного помещика. Его отец был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среднее образование получил в Тамбовском реальном училище. А после того, как побывал в московских цирках, Большом и Художественном театрах, Оружейной палате и других музеях, по его собственному выражению «решил сделаться театральным художником». Переехал в Москву, чтобы поступить туда, где получал образование отец – училище живописи, ваяния и зодчества. И накануне поступления устроился учиться рисунку в небольшую студию, где стал любимым учеником художника Ивана Смирнова. После этой школы с легкостью прошел в училище, но учебу не закончил, доучивался, как он скажет позже, «в жизни». В 17 лет Кулешов устроился на кинофабрику «А. Ханжонков и Ко», и спустя год опубликовал первую научную статью о роли художника в кино. Она вышла в журнале «Вестник кинематографии». В киностудии Александра Ханжонкова Кулешов познакомился с режиссером Евгением Бауэром и изготовил декорации для его картин «Тереза Ракен», «Король Парижа», «За счастье». Бауэр уговорил Кулешова сняться в нескольких фильмах. Его дебютом стала роль французского поэта в групповке фильма «Король Парижа». А в картине «За счастьем» Кулешов сыграл безнадежно влюбленного художника.

Из художника – в режиссеры
В те годы Бауэр подходил к работе над фильмами иначе, чем другие режиссеры – предпочитал пышные декорации, тщательно выстраивал композицию кадра, снимал крупные планы, использовал необычные ракурсы и художественные приемы. У него был опыт работы в театре, перед съемками он тщательно продумывал мизансцены и много репетировал с актерами. Этот подход – одновременно творческий и профессиональный – восхищал Льва Кулешова. Другие картины того времени, по его мнению, снимались «цинично и антихудожественно». Некоторые постановщики прогоняли сцены без репетиций, под диктовку – режиссеры непрерывно подсказывали актерам, что нужно делать в кадре. Позже Лев Кулешов вспоминал: «Это зрелище заронило в мою душу зерно будущей ненависти к так называемой салонной «синематографии», беспримерной пошлости которой кинематографическая молодежь в скором времени объявила беспощадную войну». Декоратор и сам мечтал ставить картины – живые, динамичные, острые, хотел стать режиссером нового кинематографа. Но самостоятельной постановки было трудно добиться: многие не верили, что художник может перейти к режиссуре.

Учил операторов и студентов
В 1917 году Кулешов вместе с Андреем Громовым стал сорежиссером фильма «Сумерки». Через год руководство студии «А. Ханжонков и Ко» предложило снять фильм о двух конкурирующих электростанциях, сценарий к нему написал брат Льва Владимировича, сотрудник «Общества электрического освещения 1886 года». Съемки организовали натурные, не в павильоне, что в те годы было ново и непривычно. В 1919 году Лев Кулешов снял следующую работу в соавторстве с Витольдом Полонским – фильм «Песнь любви недопетая». В годы Гражданской войны Кулешов возглавлял секцию хроники и перемонтажа во Всероссийском фото- и киноотделе Народного комиссариата просвещения. Он руководил документальными съемками на полях сражений. В эти годы Мастер увлекался монтажными экспериментами: комбинируя кадры, привносил в отснятые сцены дополнительные смыслы и эмоциональность. Режиссер учил операторов работать так, чтобы учитывать будущий монтаж в процессе съемки.
В 1919 году в Москве организовали первую в мире Государственную школу кинематографии (сегодня – ВГИК). Вернувшись с фронта, Лев Владимирович и другие работники хроники стали посещать школу в качестве слушателей. Однажды Кулешов встретил студентов, которые не сдали экзамен, и предложил им вместе прорепетировать этюды для переэкзаменовки, чтобы построить сцены на движении, действии, борьбе – это отличалось от традиционных «томлений и вздохов», традиционных для школы кинематографии. Все студенты получили «отлично».

«Кулешов сделал кинематографию»
«После такого дебюта я был приглашен преподавателем в Первую государственную школу кинематографии. Так я стал педагогом на всю жизнь», – говорил Мастер. Среди учеников Кулешова были Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Виктор Георгиев, Михаил Ромм, Леонид Махнач, Сергей Комаров. Одна из учениц – Александра Хохлова, дочь Сергея Боткина и внучка Павла Третьякова, – позже стала женой режиссера, снималась в его фильмах. Сергей Эйзенштейн тоже провел в кулешовской киношколе несколько месяцев на правах вольнослушателя. Идеи и мысли Кулешова ему были хорошо знакомы. В 1925-м он создает шедевр «Броненосец Потемкин», в 27-м – «Октябрь» и берется за теорию. Вслед за педагогом он тоже усматривает в монтаже безграничные возможности кино, рассматривает кадр как знак, иероглиф.
Продолжает снимать и Кулешов. В 1920–1930-е он стал автором 12 картин, среди них «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «По закону», «Великий утешитель». Кроме того, режиссер стал автором исследований по теории и практике киноискусства. В 1929 году он опубликовал книгу «Искусство кино». В предисловии книги ученики и друзья Кулешова написали: «Кинематографии у нас не было – теперь она есть… Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию». Кинематографист описал свои открытия в области монтажа, которые впоследствии назвали его именем – «эффект Кулешова», «географический эксперимент Кулешова», и другие приемы. Спустя десятки лет после выхода книги американский режиссер Альфред Хичкок сказал об «эффекте Кулешова»: «Это – настоящее искусство создания идей». В 1941 году Лев Кулешов выпустил книгу-учебник «Основы кинорежиссуры», переведенную на многие языки. Начинающие кинематографисты использовали ее как «азбуку практики и теории режиссерской работы». За «Основы кинорежиссуры» в 1946 году Кулешов получил ученую степень доктора наук.

«Географический эксперимент»
При правильной организации действия в соседних кадрах воспринимаются зрителем как продолжающиеся и единые. Кулешовым был снят и смонтирован следующий видеоряд: в начальном кадре актриса Хохлова идет мимо «Мосторга» на Петровке. В другом артист Оболенский идет по набережной Москвы-реки. В этих кадрах они улыбнулись и пошли навстречу друг другу. Сама встреча и рукопожатие были сняты на фоне памятника Гоголю. Здесь актеры повернулись и куда-то посмотрели. Затем в последовательность был вставлен кадр Капитолия в Вашингтоне. Далее – кадр на Пречистенском бульваре, где актеры принимают решение и уходят. И наконец – кадр, в котором они идут по ступеням храма Христа Спасителя. Все, кто смотрел этот материал, приходили к единому мнению, что герои вошли в Капитолий. В этом эксперименте Лев Кулешов доказал необходимость целенаправленной организации действий актеров внутри каждого кадра.
Эксперимент приобрел мировую известность и наряду с «эффектом Кулешова» стал хрестоматийным объяснением главных функций монтажа в кино.
Именно Лев Владимирович фактически ввел понятие «режиссерская культура», обнаружил смыслозадающую и преобразующую функции монтажа, внес значительный вклад в развитие актерской школы. Его роль в становлении отечественного кинематографа сопоставима с достижениями «реформатора театра» Константина Станиславского. Благодаря Кулешову кино формировалось как отдельный независимый вид искусства…
Оксана САНИЦКАЯ.
По материалам гуманитарного просветительского проекта «Культура.РФ» и Википедии.
«Эффект Кулешова»
Это появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом, при киномонтаже. Смысл осуществленного Львом Кулешовым эксперимента заключался в следующем: сначала была осуществлена съемка крупным планом актера Ивана Мозжухина – тот сидит и просто смотрит куда-то. Затем были сняты также три других плана: тарелка горячего, испускающего пар, супа; ребенок в гробу; молодая девушка на диване. Затем пленка с планом актера была разрезана на три части и склеена отдельно - с каждым из трех последующих кадров. Все зрители пришли к выводу, что в первом фрагменте герой хочет поесть и привлечен хорошим обедом, во втором – опечален смертью ребенка, в третьем – очарован девушкой. В действительности выражение лица актера во всех трех случаях было одним и тем же. Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл предыдущего. «Эффект Кулешова» приобрел мировую известность.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...