Первые кадры свободы
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Первые кадры свободы


Когда рассматриваю фотографии освобожденного в феврале 1943 года Курска, всякий раз задаюсь вопросом: какие из них по времени срабатывания затвора фотоаппарата ближе остальных к моменту обретения нашим городом свободы?    
В песне Константина Симонова о военных корреспондентах есть строки:
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми врывались в города…
Но такое случалось не всякий раз, чаще пресса шла за армией, и ведома была не только журналистским порывом, но и воинской дисциплиной, а кроме того –  здравым смыслом…
Надо сказать, что в целом фотографий Курска времен войны до нас дошло немного. Снимать во время боевых действий или даже просто в прифронтовой зоне было прерогативой военных журналистов и уж ни в коем случае не фотолюбителей.
В те времена фотоаппарат на фронте и окрест был большой редкостью. К слову, сохранилось много немецких снимков, выполненных в Курске в период оккупации, – у них запрет тоже присутствовал, но мягче…
Как пример работы военного корреспондента – фотография освобожденного Курска, датированная 20 февраля 1943 года. Автор – знаменитый фотокор газеты «Красная звезда», майор Сергей Иванович Лоскутов. Снимок сделан в квартале между улицей Челюскинцев и площадью, которая тогда еще называлась Вузовской, но очень скоро была переименована в площадь Перекальского. Слева – подбитый немецкий танк, по центру – бортовая автомашина с нашей пехотой в кузове.
Это одна из немногих фотографий Курска, датированных февралем 1943-го. Есть еще несколько снимков, исполненных в том же ракурсе и очевидно тем же военным фотожурналистом – Сергеем Лоскутовым. Наверняка тогда в Курске он не ограничился этой серией фотографий, но другие снимки не были востребованы редактором газеты:    их авторство и датировка утрачены.
Есть еще одна курская фотография, претендующая на первенство. Ее автором считается земляк Олег Сизов: советские саперы восстанавливают многострадальный мост через Тускарь, который взрывали и наши, когда отступали осенью 1941-го, и немцы в феврале 1943-го… Известно, что к восстановлению моста приступили едва ли не на другой день после освобождения города.
Или: патруль переходит пустынную и мрачную Красную площадь, на заднем плане зияет оконными проемами здание бывшего Знаменского собора… Впрочем,  двое на снимке – не военные. С момента освобождения Курска, где еще не было милиции, город контролировался военизированными комендантскими отрядами из населения… Установить автора этой фотографии  так и не удалось. Им мог быть и Сергей Лоскутов,  и Олег Сизов…
Все вышесказанное – о военных фотографах. Но ведь была еще и военная киножурналистика. Считалось, что этот информационный жанр гораздо эффективнее классической фотографии и его проще донести до народа – некий аналог современных «теленовостей», которые демонстрировались тогда перед каждым фильмом во всех кинотеатрах страны.
Сравнительно недавно доктор исторических наук Владимир Коровин обнаружил такую пленку в кинофотоархиве, и она стала источником очень интересных фотографий, касающихся Курска времен войны…
Однако большинство из них лишь косвенно можно привязать к конкретному времени, если в кадре нет соответствующего ориентира. Разве что похороны полковника Перекальского, которым посвящена значительная часть кинопленки, можно точно датировать – 12 февраля 1943 года. К тому моменту прошло всего четыре дня после освобождения города...
Вот два офицера спускаются по скату крыши Дома пионеров к его парапету, чтобы установить там флаг. Из военных хроник известно, что это произошло 9 февраля, когда на западной окраине Курска еще шли бои. Казалось бы, несомненно – первая фотография свободы. Но есть вопрос: если на кинопленке отражен именно этот момент, то почему нет сопутствующих кинокадров, хотя бы косвенно связанных с боевыми действиями? Какой военный кинооператор отказал бы себе в такой съемке, стань он непосредственным свидетелем этих событий? Да и сам Курск на картинке с крыши Дома пионеров слишком мирный. Известно, что в городе в момент его освобождения и на другой день было много пожаров, а в кадре – ни одного. Офицеры ведут себя спокойно и умиротворенно, хотя представляют собой прекрасную мишень для вражеских снайперов, которые вполне могли быть в городе 9 февраля.
Позволю себе предположить: кинокадры водружения флага на парапете Дома пионеров – постановочные. Флаг над городом установили 9 февраля, но по случаю появления позднее в Курске военного кинооператора решили этот знаковый сюжет повторить… Но если это так, когда конкретно это произошло? Скорее всего – 12 февраля, в день похорон Перекальского, коим в той же кинопленке уделено основное внимание. Надо полагать, что именно к этому или следующему дню можно отнести и многие другие части кинопленки, которую удалось обнаружить профессору Коровину. Скажем, когда куряне свободно движутся по проезжей части улицы Ленина в квартале, примыкающем к Красной площади…
За пару дней до похорон Перекальского рядом со зданием драматического театра состоялся многотысячный митинг, где перед горожанами с балкона театра выступил генерал Черняховский. От этого события не осталось ни фотографий, ни кинокадров. Почему? Ведь газета «Курская правда» военного времени работала уже с 1942 года и, перелистывая старые подшивки, можно убедиться в том, что ее фотограф работал активно. Тогда можно  объяснить отсутствие фотографий митинга тем фактом, что в прифронтовом городе это не просто запрещалось, но и категорически приравнивалось к преступлению военного времени.
Стоит заметить, что кинопленка смонтирована из нескольких частей, меняющих друг друга довольно хаотично – в том числе и по времени происходящего в кадре. Вот рота солдат спускается от Красной площади вниз по заснеженной улице Дзержинского. На стене дома надпись «Смерть фашистским оккупантам». Очень похоже на февраль-март 1943-го, но трамваи уже ходят, стало быть – зима с 1943-го на 1944-й. То есть военный кинооператор хотя бы ненадолго снова посетил тогда наш город.
На другой фотографии, выполненной по кинопленке, афиша кинофильма «Сталинград», рядом горожане и военные. Фильм вышел в прокат во второй половине марта 1943 года. Значит, военный «киношник» был в Курске и в этот период, с которым вполне вяжутся и многие другие кадры…
Он работал в нашем городе и в мае-июне 1943-го, когда Курск активно готовился к обороне.

P.S. Автор не претендует на истину в последней инстанции и будет благодарен за любые доброжелательные замечания…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...