О секретном подразделении и южном климате
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
О секретном подразделении и южном климате


15 февраля – 31-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Сегодня в Пролетарском сквере состоятся возложение венков и цветов к памятнику «Скорбящей матери» и традиционный митинг. Каждый год в нем участвует курянин Юрий Будков, побывавший в Афгане дважды.    
Что увидел и испытал за три года, пока отдавал интернациональный долг, курянин рассказал корреспонденту «ГИ».
До апрельской революции 1978 года между СССР и Афганистаном складывались дружеские отношения. К началу конфликта Советский Союз построил в восточной стране сотни объектов. Там возвели микрорайон из знакомых каждому советскому человеку «хрущевок». Советские специалисты помогали местным строить дороги, поднимать промышленность.
Но затем подул ветер перемен. После прихода к власти народно-демократической партии оппозиция сделала все, чтобы разжечь гражданскую войну. Афганский лидер попросил помощи у СССР. Так и начался ввод ограниченного контингента для помощи афганскому народу.
В 1980 году Юрий Будков работал в УВД Курской области. Майора милиции, командира батальона патрульно-постовой службы вызвали в отдел кадров.
– Есть предложение поехать в Демократическую Республику Афганистан, – услышал Юрий.
На тот момент Юрий Иванович был семейным человеком: дома жена и двое маленьких детей. Но какие могут быть отказы? Надо, если страна призывает!
– Попал в северный город провинции Саманган –  Айбак, –  вспоминает Юрий Будков.
Общему врагу, покусившемуся на мир в исламской республике, противостояли сухопутные войска, летные эскадрильи, спецподразделения «Кобальт».
В одной из таких секретных групп Юрий Будков был заместителем командира.
– Контролировали блокпосты, миграцию. «Кобальт» пресекал каналы поддержки боевиков: десятки государств снабжали афганских моджахедов оружием и боеприпасами, –  рассказывает Юрий Иванович.
Во время второй командировки он был советником управления безопасности МВД ДРА. Его батальон контролировал территорию возле Кабула.
– Войска атаковали кишлаки, а мы работали с пленными – выявляли бандитов, выясняли, где находятся склады с оружием, – делится  ветеран боевых действий.
В войне мало романтики. Были и обстрелы, засады, и поездки на задания в горы.
– Конечно, было страшно, – утверждает Юрий Иванович. –  Но подобные испытания делают сильнее.
Во второй раз с Юрием Ивановичем в южную республику приехала и семья. На два года отправились в чужую страну:
– Пока воевал, жена работала в нашем представительстве, сын учился, а младшая дочь учила язык фарси. До сих пор помнит многие слова.
Советские военные жили в пятиэтажках: русские и афганские дети играли вместе, так и узнавали новые слова, открывали иную культуру.
– Там уважают старших, обожают детей и приветствуют многоженство, – добавляет Юрий Иванович. – Что касается климата, то дискомфорта не было: да, жарко, но не сыро.
Юрий Иванович благополучно вернулся домой и много лет проработал в УВД.
Считает, что командировки в Афганистан дали сотрудникам внутренних дел бесценный опыт противодействия вооруженным бандформированиям в локальных войнах. Юрий Иванович был награжден медалями «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.
Екатерина ПРОЗОРОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...