Мастер снова учит добру
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мастер снова учит добру


80 лет исполнилось бы 8 мая Игорю Селиванову (1940-2019), выдающемуся режиссеру, вписавшему в историю сценического искусства главу по имени ТЮЗ «Ровесник».    
Земляк был окружен уважением курян, даже далеких от театра. Впрочем, от такого театра невозможно быть далеким: блистательный коллектив Игоря Владимировича – одна из ярких достопримечательностей края, как курский соловей или Курская битва. О заслуженном деятеле искусств вспоминают его супруга – директор ТЮЗа, заслуженная артистка РФ Татьяна Левчук, сын – главный режиссер театра Игорь Селиванов-младший, и актер высшей категории Виталий Конорев.
Каким я стану – вот главное
День, назначенный для общения, оказался примечательным. 3 мая 1965 года, то есть 55 лет назад, первое поколение воспитанников Игоря Селиванова, актера и режиссера драмтеатра имени Александра Пушкина, предстало с первым спектаклем по пьесе Виктора Розова «В дороге».
«Разве это важно, кем я стану? Каким я стану – вот главное!», –  говорил один из персонажей. Не все ребята и девчата стали профессиональными артистами, но каждый навсегда запомнил уроки честности, нравственности, преподанные мудрым не по годам учителем. Игорю Селиванову лишь через несколько дней после премьеры исполнилось 25.
Репетировали в школе №43, но играли… именно здесь, в нынешнем здании. Историческая фотография, сделанная перед премьерой.
В графике Пушкинского театра как раз был выходной, понедельник… Но «Видно, в понедельник их мама родила» – эти ироничные слова ни в коем случае не о тюзовцах! Их имена украшают афиши лучших трупп России и даже зарубежья, и многие обладатели почетных званий и престижных наград считают священным долгом приехать в свою альма матер на юбилей Учителя.
– Татьяна Владимировна, в эти майские дни провести торжественные мероприятия по известным причинам не получается, но они, конечно, состоятся позднее?
Татьяна Левчук:
– Конечно, театр отметит и свое 55-летие, намеченные планы не отменяем. 8 мая мы открыли бы на здании мемориальную доску…
– Секундочку, дайте-ка угадаю имя скульптора: заслуженный художник РФ Владимир Бартенев?
Татьяна Левчук:
– И он тоже тюзовец. Эта церемония переносится на следующий сезон.
– Ждать ли курянам именитых, любимых в разных регионах актеров – воспитанников ТЮЗа?
Татьяна Левчук:
– Многие из друзей звонили, писали: и Лариса Преториус, и Виктор Мархасев, и Николай Горохов выясняли, как обстоят дела с юбилейной встречей. Всем  сказала, что предполагаем встретиться осенью.

Не сходят со сцены
– Сколько работ Игоря Владимировича до сих пор в афише «Ровесника»?
Татьяна Левчук:
– В год мы играем до 14 спектаклей, и из них добрая половина – любимые многими поколениями зрителей работы Селиванова-отца. Постоянно в афише «Продавец дождя» Ричарда Неша, «Эти женщины способны на все» Робера Ламуре, «Импровизации на тему любви» Антона Чехова, «Сотвори чудо» Уильяма Гибсона, «Счастливые люди» Николая Некрасова…
Игорь Селиванов:
– Ее отец ставил еще в 1960-е, когда служил в Саратовском театре.
Татьяна Левчук:
– Да и другие постановки часто приходили к зрителям уже под окончательным руководством Игоря Владимировича. Он приходил, вносил порой не так уж много изменений, какие-то почти незаметные штрихи, несколько слов старшего товарища, – и получался спектакль, а не просто разводка актеров по мизансценам.
– Признаюсь, что как для героев «Иронии судьбы» (в курской постановке этой пьесы Игорь Владимирович блистал в свое время) не было Нового года без бани, так для меня нет осени без «Осенней скуки», то есть «Счастливых людей»…
Игорь Селиванов:
– Многие наши опытные актеры когда-то открывали свой послужной список ролью мальчика-слуги.
Татьяна Левчук:
– А «Продавец дождя» вышел где-то в 1975-1976 году. Но и сегодня в театре раздаются звонки: «А когда у вас идет «Продавец»?
Игорь Селиванов:
– Это по-прежнему один из самых востребованных наших спектаклей, он – про то, что в жизни всегда есть надежда. Люди приходят к нам за ней.
– Вспомните, как эта магия рождалась у вас на глазах, при вашем участии.
Татьяна Левчук:
– Вы удивитесь, но из слагаемых волшебной манеры Игоря Селиванова первым я назову… чувство юмора. Юмор этот был то саркастическим, то жизнерадостным, но всегда добрым. И непредсказуемым! А как тонко выстраивал Игорь Владимирович комедию положений…
Виталий Конорев:
– А ведь в этом жанре очень трудно не пойти на поводу у зрителя, не дать актерам возможность смаковать какие-то сальные шуточки, которые однажды «завели» зал… Наш мастер чтил высокие законы сцены. Юмор хорош, когда он тонок. Чувство меры у него было прекрасное.
Игорь Селиванов:
– Мне кажется, что в рождении особого поэтического мира этих спектаклей сыграло роль то, что Игорь Владимирович принадлежал к особенному поколению – к детям войны. Можно догадываться, какое незабываемое впечатление производил на этих ребят театр, – после всего пережитого ужаса. И когда отец уже сам стал «творить чудо», он всегда желал подарить сказку. При том, что умел разглядеть и показывал ужас и несправедливость, которыми полон реальный мир.
–  «Сотвори чудо», которое вы сейчас упомянули, курские зрители еще увидят?
Татьяна Левчук:
– Конечно, люди приходят в кассу и говорят: «Мы уже этот спектакль смотрели… Теперь хотим с другой компанией посмотреть». Многие признаются, что приходят не в первый и не во второй раз… Ведь он тоже дарит надежду на то, что в мире есть и любовь, и доброта. Как образно говорил Игорь Владимирович: «Чем бы спектакль ни заканчивался, режиссеру нужно обязательно оставлять окно открытым, чтобы всегда поступал свежий воздух».

Чуткость педагога
– Сам Игорь Селиванов окончил легендарное Щукинское училище, секретами профессии с ним делился народный артист СССР Борис Захава. Туда поступали самые даровитые студенты со всего Союза. В Курске к нему приходили на прослушивание сотни обычных школьников, непоседливых, не всегда дисциплинированных. А на сцену выходили уже совсем другими! Были ли у Игоря Владимировича награды как у великолепного педагога?
Татьяна Левчук:
– Да, когда комитетом образования была учреждена премия «Признание»,  вручили ему одному из первых.
Игорь Селиванов:
– Но главной его наградой всегда было узнать о том или ином творческом достижении учеников. Он всегда следил за успехами Николая Горохова, Леонида Громова, Виктора Мархасева, Влады Филипповой… С удовольствием говорил об их удачах. Для него эти высоты, взятые учениками, были очень-очень важны.
Татьяна Левчук:
– Он был очень чуток как педагог. Когда шел набор в студию, безошибочно отбирал абитуриентов. Чтобы разочароваться потом в ком-то, чтобы человек не состоялся как актер, – такого практически не было. Игорь Владимирович чувствовал, чем человек владеет, что в него заложено, помогал раскрыться. Без долгих речей умел объяснить, что делать на сцене, как делать… И актер понимал, правильной дорогой он идет или нет. Правильно распределял Игорь Владимирович соотношение актерских сил.
Игорь Селиванов:
– Учил актеров странному, казалось бы, умению – озоровать, чтобы открыть источник энергии. В ТЮЗе он создал настоящий духовный оазис, где студийцы, актеры развивались как творческие личности. Пусть он и не оставил конкретных советов, дневников…
Виталий Конорев:
– А вот я завел тетрадку, записывал афоризмы Игоря Владимировича. Сейчас понимаю, как были важны его выступления-наставления перед каждым спектаклем. Это было классно! Одна из таких предысторий была про человека, который притворялся, что он воспитан, а потом и в самом деле стал таким. «Попробуйте, начните прямо сейчас», – предлагал Селиванов в заключение. Это важный посыл. Воспитывал и на репетициях, и в жизни. Сколько правильных, отцовских советов дал! Возможно, благодаря им жизнь, не только в ТЮЗе, сложилась. Вспомните 1990-е – тогда в стране все рушилось, было неустроенным, но в этих стенах в то же время царили уют и защищенность! Мне как-то признался один знакомый: «На улице грязь, холод, а когда видишь тюзовцев – словно цветы распустились».

Вера в силу правды
– Вы вторыми в стране поставили очень неожиданную для начала 80-х молодежную драму «Дорогая Елена Сергеевна» Елены Разумовской, одними из первых – не менее острую вещь Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты». Страшно было рисковать будущим театра?
Татьяна Левчук:
– Тогда даже само название «Провинциальные анекдоты» попадало под запрет чиновников от искусства. Но Селиванов больше всего ценил правду. И эта вера в силу правды давала ему, а следом и всем нам, энергию преодолевать препятствия. «Елену Сергеевну» в конце концов разрешили, но с непременным обсуждением пьесы зрителями. А мы только рады были такой возможности, нам ведь очень важно их мнение.
– На международном фестивале в немецком Карлсруэ «Ровесник» выступил в 1987 году первым из советских театров. Нынешняя молодежь уже и не знает, какая ответственность легла тогда на плечи режиссера! Давайте вспомним тот судьбоносный для ТЮЗа момент.
Виталий Конорев:
– Среди жителей этого города оказалось столько желающих увидеть наш спектакль «Две стрелы», что его пришлось сыграть еще раз. В форуме участвовали труппы из 19 стран! А потом чудесным образом немецкие коллеги приехали в гости в Курск. Этой дружбе уже больше 30 лет.
Татьяна Левчук:
– Да, с неба этому человеку ничего не падало. И еще об одном важном для нас символе скажу – об эмблеме. Не маска театральная, не занавес, не коробка грима, например… Это кораблик, у нас и песня о нем была. Только единая команда может дать кораблю большое плавание. Ощущение единой команды помогает театру работать и после ухода Игоря Владимировича. И те, кто уехал  из Курска, увезли с собой это чувство единения. Недаром говорят: бывших тюзовцев не бывает!
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...