Дело Кононова живет!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дело Кононова живет!


Гибель основателя картинга Льва Кононова в 1967 году стала шоком для Курска. В расцвете сил он погиб от дела, которое сам же и начинал? Какая несправедливость судьбы! И как в такой ситуации поступить руководству Дворца пионеров? Неужели объявить ребятам, что занятия в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей (ЭЛМА) закончены?    
Продолжение. Начало в №19 от 13 февраля, №30 от 12 марта, №34 от 21 марта, №44 от 11 апреля, №48 от 21 апреля
Кто придет на замену?
Сотни мальчишек, тысячи людей в городе и сотни тысяч по стране «заболели» картингом. Было ясно, надо искать замену Льву Кононову. Но можно ли заменить Льва Сергеевича? Новый руководитель должен быть таким же мастером на все руки, желательно гонщиком. Но главное – он должен стать педагогом, увлекать ребят.
Те, с кем работал Лев Кононов, были еще очень молоды. Нужен был человек примерно его возраста. «Перебрали» много кандидатур, потом вспомнили об Олеге Шаеве. Он тоже окончил автодорожный институт и был известным в стране гонщиком. Но работал на заводе в Таганроге. Директор Дворца пионеров Михаил Немежанский созвонился с ним и предложил возглавить курскую лабораторию. Олег обещал подумать.
А думать было о чем. Переезд в другой город – раз. Смена работы – два. И наконец, кого заменить – самого Кононова! Если будет получаться, скажут: «Кононовская школа, он все сделал, а преемник на готовое пришел». А каждый просчет, неудачу станут сравнивать с тем, как мог бы сделать Лев Сергеевич.
Олег Шаев любил машины, маленькие карты и был по натуре гонщиком. А это значит, умел рисковать. Он согласился на переезд и не пожалел. И Дворец пионеров не пожалел.
Олега Шаева гонщики между собой звали тульским левшой. Олег Иванович наш земляк: родился в Тульской области в городке Чернь. В Таганрог попал по распределению после вуза. Был трудоголиком и максималистом во всем. Не боялся влезать в конфликты. Ему ли бояться – в армии занимался разминированием «подарков» войны, которыми так густо напичкана наша земля.
В Курске с головой окунулся в работу. Заменил Льва Сергеевича как конструктор – все делал своими руками, до всего сам доходил. На многих соревнованиях в стране и за рубежом как гонщик Олег Шаев занимал высокие места – с третьего по первое. И он быстро нашел общий язык с Володей Лыткиным, Колей Гончаровым, Володей Прудниковым, которые начинали с Кононовым. Привлек других ребят: Володю Иванченко, его тезку – Калачева и Славу Чуваева.
О роли Олега Шаева в открытии Курского картодрома «ГИ» писали (в материале «Первый в России» в №48 от 21 апреля). Он ходил к начальству, убеждал, просил выделить средства на картодром и сам ездил в Ростовскую область на Замчаловский карьер за гравием.
Маленькая квартира Шаевых стала перевалочной базой для картингистов: у него останавливались знакомые спортсмены из других городов. Заезжали повидаться, даже если были проездом. А уж когда открыли картодром, гостей было особенно много.
Успехи курских гонщиков на всесоюзной арене были впечатляющие, и Олега Ивановича пригласили тренером сборной СССР. Он ездил на соревнования в Италию, Голландию, изучал иностранные машины, записывал, рисовал. Учился постоянно, трудностей не боялся, его любимая поговорка «Все это веники», то есть не стоят внимания.
Своего сына Вадима посадил в карт в четыре года. Брал с собой и на работу, и на соревнования. Хотел сделать из него гонщика. Но не получилось, к «железкам» Вадим не присматривался. Но спортсменом все-таки стал, увлекся легкой атлетикой. А потом, как и отец, стал тренером, причем заслуженным.

Вклад мотоспортсменов
Открытие картодрома в 1971 году – большое событие. С начала мая и по октябрь здесь кипела жизнь – шли тренировки и соревнования. Тогда еще не было Триумфальной арки, но в этот уголок привозили гостей и экскурсантов, чтобы показать картодром. Он был гордостью города.
В первое время на соревнованиях любого ранга куряне задавали тон и привычно занимали места на пьедесталах почета. Пока другие регионы только осваивали новый вид спорта наши завоевывали медали на чемпионатах республики и СССР и даже в гонках «Дружбы» соцстран.
Картинг как бы сменил мотоспорт в области и на первых порах самое деятельное участие в его становлении приняли мотогонщики. Сан Саныч Ярещенко начал работать во Дворце пионеров еще до войны. Отсюда ушел на фронт, сюда и вернулся. Вел секцию мотоспорта, подготовил немало мастеров спорта. Ласково называл их сынками. На многих соревнованиях по картингу был главным судьей.
Никогда не отказывался от судейства Николай Дурнев. Он несколько раз был чемпионом СССР по кроссу, но полюбил и картинг. Игорь Самофалов, Игорь Королев, Анатолий Рыльский – легенды курского мотоспорта. Игорь Королев был любимцем курских болельщиков, входил в сборную СССР, участвовал в чемпионате мира. Игорь Самофалов занимался во дворце в радиокружке, лишь потом перешел в мото. Анатолий Рыльский воспитал таких асов мотоспорта как Женя Шабанов, Толя Осминкин, Эдик Потапкин, Олег Яровой, Игорь Антонов.
Гордость дворца – Виктор Агибалов. Он был асом радиотехники и тоже помогал становлению картинга. Проводил рекламные выезды по городу с громкой связью, рассказывал о будущих соревнованиях, осуществлял их техническое обслуживание.
Мотоспорт и его лидеры многое сделали для развития картинга. Тем более, что и сами Лев Кононов и Олег Шаев тоже начинали как мотогонщики.

Птенцы «гнезда Кононова»
А теперь о тех, кто продолжил дело Кононова.
Володя Бильдин полюбил карт с 11 лет. На его счету две серебряных медали чемпионата России. Пять лет работал во дворце в ЭЛМА.
Геннадий Диденко был директором  завода микроавтомобилей. Потом стал работать в ЭЛМА тренером в младшей группе.
Владимир Маленкин строил с Львом Кононовым автомобили «Курск» и «Спутник», стал первым в России чемпионом по шоссейно-кольцевым гонкам.
Евгений Чертов тоже из пионеров – учеников Кононова, строил первые карты.
Слава Кузнецов участвовал в Волгограде в показательных гонках на карте. В 1963 году стал первым победителем школьных соревнований страны.
Володе Федоте было десять лет, когда он пришел во дворец пионеров. Строил карты и соревновался. После армии стал тренером. Но не во дворце, а в клубе завода резинотехнических изделий. Создал свою школу. Он как бы расширил географию картинга: от дворца и «до самых до окраин». Два его воспитанника стали чемпионами СССР – Вадим и Владимир Калачевы.
Теперь от Курской области выступали две команды – дворца и РТИ. 18 раз кружковцы РТИ становились призерами и чемпионами в стране. Стал картингистом и внук Федоты.
Анатолий Цыганков пришел в ЭЛМА 12-летним парнишкой. Выигрывал титулы в юношеских соревнованиях страны. После армии организовал секцию в дочернем Дворце пионеров Кировского района. Вместе с ним работал и Сергей Верютин. Эти люди стали кандидатами в мастера спорта, а потом и тренерами.
Кстати, секции картинга возникли в Обояни, Железногорске, Курчатове.
Подсчитать чемпионов соцстран, СССР и России по картингу еще можно. Но посчитать количество даже золотых медалей трудно, так как наши звезды становились победителями по многу раз. О чемпионах речь пойдет в следующем материале.
Василий ВОРОБЬЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...