Исторические прогулки по детинцу. Часть II
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Исторические прогулки по детинцу. Часть II


Наш город обновляется активнее, чем когда-либо в последние десятилетия. Особое внимание направлено на историческую колыбель, в которой родился и окреп Курск. Где искать следы древнего острога, какова история зданий в центральной части города и что скрывают монастырские стены. Завершаем виртуальную прогулку по детинцу на страницах «ГИ».    
Окончание. Начало в №112 от 17 сентября 2020 года.
Вид с улицы Мурановской
Мы уже «прошлись» по южной части Красной площади, где когда-то тянулся могучий ров курской крепости, осмотрели корпус завода в начале улицы Сонина,  познакомились с историей величественного Знаменского собора, «прогулялись» и до здания краеведческого музея, которое куряне давным-давно называли Архиерейским домом. А сейчас предлагаем пройти внутрь того места, на котором в древние времена стоял курский деревянный детинец, защищавший людей, живших в близлежащих посадах.
Сейчас в будни вход на эту площадку доступен участникам экскурсий, духовным лицам и обслуживающему персоналу, а также тем, кто работает над ремонтом старых построек. Ко Дню города на проходной электроаппаратного завода нанесли граффити.
Пройдя вперед, выходим на большую асфальтированную площадку. Не так давно стена, разделявшая территорию бывшего завода и Знаменский монастырь, была ликвидирована и теперь собор гораздо лучше обозревается с большего количества точек. На востоке видим заводской корпус, о котором говорили в первой части виртуальной прогулки (на карте – цифра     ). Изгибаясь дугой, он стоит на том же фундаменте, что и здание присутственных мест, где пребывала администрация и казна губернии с конца XVIII столетия и вплоть до XX века. То, что мы видим сейчас, уже не старина – это цеха электроаппаратного завода с еще одним более поздним надстроенным этажом.
Далее следует небольшая пристройка     , соединившая упомянутый корпус и второй корпус присутственных мест    . Он гораздо младше первого. Его начали строить, когда улица Сонина имела название Мурановской, в далеком 1888 году. В строгом здании  классической архитектуры во времена Российской империи размещались окружной суд, канцелярия прокурора, нотариат. Вдобавок здесь были квартиры важных чиновников, так что до работы они делали в прямом смысле несколько шагов. А вид из восточных окон как тогда, так и сейчас открывался на живописную Стрелецкую слободу. После бурных политических событий и во время Гражданской войны здесь также размещались юридические конторы, но только теперь уже новой страны. Когда ситуация в стране стала спокойнее, тут обосновались губернская прокуратура и канцелярия губсуда, потом в 1930-х сюда приехал областной суд. В середине неспокойного XX века дом отремонтировали под ремонтный цех завода. Сейчас здание находится в незавидном состоянии. С внутренней стороны кое-где видны слои разных красок от прошлых ремонтов, а на торце дома, смотрящем на юг, отчетливо заметны следы снесенных недавно пристроек, за которыми были портик и круглое слуховое окно.
Как в Византии
Почти в центре территории стоит крупный, покрашенный в гранатовый и белый цвета, Воскресенский храм. Его местоположение на карте достопримечательностей Курска было предопределено самой историей.
Некогда здесь существовал более древний храм Воскресения Христова, тоже входивший в состав Знаменского монастыря. Церковь снесли в 1788 году в рамках формирования нового центра города по регулярному плану. Необычно то, что ранее так делали, чтобы возвести другой храм, краше прежнего. Но в этом случае на старой площадке новую церковь освятили только в 1876-м. К тому моменту у горожан, молившихся в храме в конце прошлого столетия, и сама память о нем уже несколько стушевалась.
Церковь должна была ассоциироваться с одним из важнейших событий Нового Завета – Воскрешением Христа и двумя святыми – с курянином Феодосием Печерским и Иосифом Песнописцем. Последний жил в Византии в IX веке, когда в суровых северных землях только возникло государство Русь. В самом храме смешались многие архитектурные стили, как это часто бывало к концу XIX века. С одной стороны здание походит на старые византийские святыни. А значит, что престол в честь жителя Византии Иосифа Песнописца, а также то, что сверху постройка напоминает византийский крест, далеко не случайно. Внутри были нанесены искусные росписи, использованы различные виды мрамора и отлиты царские врата из серебра, а купол немного уступал размеру купола Знаменского собора.
В 1920-е на волне борьбы с религией здание посчитали удобным для губернского архива,  а после Великой Отечественной войны оно было передано электроаппаратному заводу. Появились пристройки, внутри уже мало что напоминало о старой церкви, а чуть позже тут разместился склад.  В 1961 году под зданием соорудили ванны горячего травления. Все меньше это место стало напоминать духовный центр Курска.
Не стоит забывать, что на территории детинца должно быть и старинное монастырское кладбище. Наверняка его следы еще будут открываться при дальнейшем изучении главного курского холма
Начало нового тысячелетия стало для храма и началом новой жизни. Здание официально было передано Русской Православной церкви.
За оградой Знаменского монастыря
Пройдем вперед. Слева должен открыться вид на Стрелецкую слободу. Стрельцы, как своеобразный воинский гарнизон стратегически важной точки, были специально поселены поблизости от вновь выстроенной в 1596 году крепости. Острог стал шире, чем все старые курские укрепления вместе взятые.
Невдалеке видна небольшая башня, увенчанная фигурой, напоминающей шахматную пешку        . Это здание и идущая от него почти 4-метровая кирпичная стена относились к ограде Знаменского монастыря. Вероятнее всего, и стена, и башня были созданы в конце XVIII века в правление императрицы Екатерины II. В то время Курск активно обновлялся и перестраивался по новому плану застройки. Были еще старые стены, возведенные вокруг монастыря на излете XVII века, но они сильно разрушились от времени и были перестроены в екатерининскую эпоху.
Когда монастырь жил и функционировал по назначению, в башне находилась кухня и выпекался монастырский хлеб. Мало кто из курян знает, что западнее была еще одна подобная башня. Она служила житницей и была снесена в 1960-е при строительстве нового корпуса в глубине территории завода. В последнее столетие стены несли скорее функцию подпорки и перестраивались в послевоенное время. Хотя кое-где можно встретить кладку XVIII века. К таковым, возможно, относятся въездные ворота, которые видны как внутри территории, так и снаружи, вблизи от Свиридовского центра.
Башню реставрировали в конце 1950-х, в 1980 году и в последующие ремонты были лишь косметическими. Судя по всему, в рамках реновации нас ждет еще одна масштабная реконструкция.
Если пройти еще дальше, увидим трехэтажное здание, обшитое белым сайдингом       . Часть строения относится к Братскому корпусу Знаменского монастыря. В этом году здание торжественно передали церкви.
Корпус с жильем для монастырской братии на 14 келий возвели в 1847-м. Служил по назначению долгие годы, а в конце 1920-х достался краеведческому музею. После войны прекрасно сохранившиеся помещения стали складом для низковольтной аппаратуры. Теперь же нет сомнений, что пластиковый сайдинг слетит, пристройки советского периода уберутся, и мы увидим, как мог выглядеть корпус в XIX веке.
От дворян – к офицерам
С площадки за этим корпусом видно одно из самых пышно украшенных зданий города       . В течение многих лет для курян эта архитектурная изюминка, похожая скорее на праздничный торт, носила имя Дома офицеров. Более 200 лет и почти без перерывов здание служило местной публике как один из крупнейших залов для различных выступлений.
Все началось с того, что в Курске к концу XVIII века не хватало места, где могло бы собираться высшее общество города – дворяне. В 1792 году такое здание появилось. Но по сравнению с современным Свиридовским центром оно было небольшим. Там регулярно давали театральные представления, и одной из исторических персон, игравших на этих подмостках, был русский актер Михаил Щепкин. Михаил Семенович начинал театральную карьеру в Курске еще подростком в 1805 году. Теперь артист смотрит в сторону цирка с массивной бронзовой мемориальной доски на углу этого дома.
Впрочем, Михаил Семенович, умерший в Ялте в 1863 году, так и не узнал, что театр, где началась его слава, сгорел дотла зимой 1875 года. Одной опрокинутой керосиновой лампы хватило, чтобы уничтожить почти весь  реквизит, декорации, ценные вещи и само Дворянское собрание.
Дата постройки нового здания – 1877 год. С этих пор оно будет выгорать изнутри еще два раза, но всегда оставаться практически в той форме, задуманной неизвестным архитектором в 1870-х.  Здание имеет ореол одного из самых посещаемых знаменитыми людьми мест. Здесь побывал последний российский император. Играл легендарный актер Павел Мочалов, пели Шаляпин и Плевицкая, чеканил стихи Маяковский, разжигали революционное пламя в рабочих сердцах Лев Троцкий, Николай Бухарин, Михаил Калинин и великое множество других величин. В Гражданскую войну тут попеременно работали штабы то белой, то красной армии. Тогда же в нем, вероятно, побывал Иосиф Сталин. Комнату, где был его кабинет, позже превратили в мини-музей. Хотя историки со скепсисом относятся к фактам пребывания Сталина в Курске и оставляют документальное уточнение этой информации для будущих поколений краеведов. А вот Леонид Брежнев еще студентом точно присутствовал на выступлении Маяковского и даже описал этот случай в мемуарах.
И все-таки именно военные облюбовали это здание в последующие годы. С 1929-го здесь размещался Дом Красной Армии, который стал полноценным клубом с кинотеатром. И после войны именно Министерство обороны выделило значительную сумму для восстановления сильно выгоревшего дома и организацию в нем гарнизонного Дома офицеров. Один из самых известных в стране музеев на военную тематику, музей Курской битвы, тоже находился именно в бывшем здании Дворянского собрания. Теперь здесь слушают Генделя и Свиридова, а также любуются звездами солнечной системы в местном планетарии.
По проекту Брюллова
Сворачиваем направо, проходим мимо ржавеющего монстра – промышленного крана – и идем вдоль длинного заводского корпуса 1960-х, где когда-то изготовлялись пластмассовые изделия     . Чуть впереди – крепкая бетонная стена, разделявшая завод и краеведческий музей. Здесь хорошо чувствуется перепад высот в историческом центре – внутренний двор музея как-будто нависает. Прямо по курсу покоится пятиэтажная прямоугольная коробка, где совсем недавно были администрация завода «Электроаппарат» и большая столовая        .
Южнее скромной лестницы с металлическими перилами открывается вид на постаревшее и стянутое трубами здание бывшей мужской гимназии       . Оно было построено в 1842 году на месте, где еще в XVIII столетии работало Главное народное училище. С тех возвели еще несколько этажей и примыкающую к левому крылу высокую пристройку с ржаво-зеленым пиком и круглыми окнами.
Гимназия без преувеличения дала всестороннее образование для целой плеяды выдающихся  деятелей русской науки. Здесь учились ботаник Василий Алехин, метеоролог Владимир Оболенский, конструктор истребителей Лавочкин, инженер-авиаконструктор Михаил Гуревич, минеролог Николай Федоровский, и список этот можно ещё продолжать и продолжать.
Однако наша небольшая виртуальная экскурсия подошла к концу. Мы лишь слегка задели то великое множество историй, которое нам еще предстоит узнать.
Яков БОНДАРЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...