Побратимы Курска. Много ли у нас общего?
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Сейчас в мире – более 2 млн городов. Одни мало отличаются от поселка, другие крупные и богатые настолько, что стали походить на целые государства. Они разделены  океанами, морями, реками, тысячами километров и границами между странами. Но попытки сделать народы ближе и понятнее предпринимаются и сейчас.    
Как города могут стать «братьями», несмотря на разницу культур и истории? Сколько побратимов у Курска и чем они похожи на столицу соловьиного края? Ответы на эти вопросы – в материале «ГИ».
Для начала разберемся в значении термина «город-побратим». Если коротко, то побратавшиеся города – это две территориальные единицы, которые, учитывая заключенные между ними договоры о дружбе, активно сотрудничают в совершенно разных сферах урбанистической жизни. Это могут быть культурные проекты, спортивные состязания, обмен опытом между общественными и государственными организациями и в идеале ежегодные встречи делегаций.
За сухой формулировкой скрывается крайне полезная и взаимовыгодная деятельность. Но такие связи существовали не всегда. Что должно было случиться, чтобы совершенно разные населенные пункты протягивали друг другу руку дружбы? Ответ на этот вопрос следует искать в истории XX века.

От сочувствующих ковентрийцев
Первые шаги в налаживании отношений между городами, а не странами случились под финал Второй мировой войны. Уставшая и духовно опустошенная Европа наконец увидела всю чудовищность бойни, стиравшей с лица земли населенные пункты за несколько часов бомбардировок. Стало понятно, что, несмотря на разные географические координаты, города, вовлеченные в новую доселе невиданную тотальную форму войны, подвергаются схожим бедствиям. Мегаполисы разных стран могут не походить друг на друга, но каждый разрушенный город тождествен брату по несчастью.
Холодным ноябрьским вечером 1940 года на город Ковентри, один из центров оборонной промышленности Британии, был совершен первый авианалет. После дней, прошедших за разборами разрушенных зданий, поиском погибших и ремонтом заводского оборудования, выяснилось, что это только начало. Люфтваффе будет «утюжить» Ковентри ровно 41 раз. На готическом соборе города, превратившемся в груду камней, настоятель написал мелом по-христиански смиренно: «Господи, прости».
Не удивительно, что ковентрийцы, узнав о судьбе подвергаемого бесконечным обстрелам Сталинграда, где шли невиданные по жестокости бои за каждый дом, проявили сочувствие. В этом первом порыве в сотрудничестве смешались боль и слезы, а также вера в победу. В послании Сталинграду жители Ковентри писали: «…Из города, растерзанного в клочья врагом мировой цивилизации, наши сердца тянутся к вам, тем, кто гибнет и страдает гораздо большего нашего…».
Обменом письмами дело не ограничилось. Было справедливо решено, что «лучше маленькая помощь, чем большое сожаление». И англичане начали сбор денег в помощь СССР, показывали советские фильмы, проводили собрания, на которых рассказывали о новостях и проблемах, происходивших на советском фронте, что стало основой для создания в 1944 году совместного проекта «Ковентри-Сталинград».
С тех пор и берет отсчет идея братства городов. К слову, на разных языках этот термин звучит по-своему. В британском варианте английского жители города Чичестера могут назвать Курск «twin town», то есть город-близнец. А вот в американском уже будет «sister-cities», что соответственно переводится как города-сестры. В немецком языке это выражение имеет строгий, но реалистичный оттенок – «города-партнеры».
Так что для Виттена или Шпайера, наших немецких побратимов, мы – партнеры. А вот сестер из Северной Америки у Курска пока нет
После опустошительной войны Европа, от английских лугов до волжских, а вместе с ней и остальной мир стали приходить в себя. В 1956 году тот самый Ковентри и французские Дижон с Сент-Этьеном выступили за расширение связей между городами мира. Но очередные бури на международном фронте помешали в том же году пригласить огромный Советский Союз к сотрудничеству. В 1957-м во французском городе Экс-ле-Бен все-таки была основана Всемирная федерация породненных городов. Ее основная цель – развитие сотрудничества и дружбы между государствами вне зависимости от их национальности, религии и расы.
Впоследствии оказалось, что не все так просто. В западноевропейских странах федерацию стали подозревать в прокоммунистической пропаганде среди населения тех городов, которые успели присоединиться к ней. Восточноевропейские государства, входившие в социалистический блок, использовали сотрудничество для демонстрации достижений своей политической системы и изменения общественного мнения о противоречивых действиях во внешней политике СССР и стран Варшавского договора. Хотя Федерация породненных городов и стремилась не допускать перекосов и не использовать организацию как внешнеполитический инструмент, это удавалось далеко не всегда.
Но, так или иначе, начало дружескому союзу городов было положено. В те же годы появляется Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Эта была уже совершенно самостоятельная попытка СССР «отшлифовать» свой образ в капиталистических государствах. Но городские советы в данном случае проигрывали. Отвечая за страну без учета особенностей и интересов конкретного города и находясь под контролем специальных органов, они превращались в пропагандистские делегации от всего Союза.
Но это были проблемы государств. А на уровне обычных людей встречи с иностранными гостями меняли отношение к миру и вызывали желание больше узнать друг о друге, изучить чужие языки.
Сейчас в Федерацию породненных городов входит около 4 тысяч населенных пунктов, и задачи остаются прежними – развитие дружественных связей. Кроме культурного и экономического обмена, побратимы могут и даже должны оказывать гуманитарную помощь в случае природных и техногенных катастроф, что тоже немаловажно. Даже незначительная поддержка может укрепить дух нуждающегося города
В настоящее время народная дипломатия 1950-х стала похоже, скорее, на более утилитарную форму партнерства. На смену речам о всемирной дружбе и прогрессе пришли конкретные встречи и соглашения. В некоторых случаях достаточно заключить договор о сотрудничестве, не вступая в федерацию. Теперь и такие города считаются побратимами.

Новые друзья и разорванные связи
У Курска городов-побратимов – около 30. Проезжая по улице Ленина, наверняка могли видеть у многоэтажного дома под №71 необычный памятный знак. Это металлический столб высотой около трех метров, вмонтированный в гранитную «розу ветров», с расходящимися в разные стороны каменными лучами. Здесь закреплены дорожные указатели с названием части наших городов-побратимов. Разброс стран большой, есть тут и Абхазия, и Германия, и Британия с Сербией.
Одним из побратимов является абхазский город Пицунда. Необычное название появилось от древнего слова, обозначающего сосну. Генуэзские купцы назвали небольшую факторию Пецонда, почти приблизив к современному имени города в русском языке. Имя Пицунда оправдывает. Там находится необычная реликтовая сосновая роща. У Курска же есть свой природный реликт под названием Алехинский заповедник. И если нашего города война коснулась в последний раз более 70 лет назад, то в Абхазии следы военного конфликта с Грузией 1992-1993 годов до сих пор заметны в виде обстрелянных домов, разоренных пансионатов и разбитых дорог. Медленно, но верно, страна, а вместе с ней и Пицунда становится чище, краше и удобнее. Особенно для российских туристов, которых в жаркие отпускные дни там становится больше местного населения. В непростой 2008 год, когда грузинская армия попыталась вернуть бывшие провинции, присоединенные к ней в советское время, Курск заключил соглашение о дружбе с абхазской Пицундой, и вот уже более 12 лет между городами поддерживается сотрудничество.
Переместимся в другую часть Европы. А именно, в Британию. Здесь в графстве Суссекс находится город Чичестер. Численность его населения также уступает Курску в десятки раз. В отличие от нашего города, английский побратим стоит недалеко от моря.
Если открыть новостные сайты Чичестера, то очень скоро станет понятно, что жизнь побратимов вряд ли сильно отличается. Здесь также перекрывают  дороги, чтобы сделать сложный ремонт, как и в России, людей интересует отопление домов, а в городском совете так рьяно следят за состоянием лавочек, что сделали им даже отдельную страницу на сайте мэрии. Мэр города, Ричард Плоумэн, британский коллега Виктора Карамышева, видимо, по какой-то старой традиции пишет небольшие письма горожанам почти каждый месяц.
В них он описывает насущные проблемы и свое мнение на этот счет, разбавляя все это семейными историями. В отличие от простого блога в соцсетях, это выглядит, как настоящее послание, к которому прилагаются печать и подпись мэра. В частности, в одном из последних писем Плоумэн рассказывает, как его сын уехал в Японию, и как он беспокоится насчет его здоровья из-за пандемии. Кстати, про коронавирус на сайте мэрии – каждое второе сообщение. К примеру, одно из уведомлений напоминает, что все свадебные церемонии в Чичестере в ноябре отменяются. Проблема «псов празднобродных» также не обошла стороной побратима. Там организовали целое собрание на тему бездомных собак, шатающихся по паркам и зонам отдыха Чичестера.
В интернете можно послушать радиоэфир города-близнеца. В свежем выпуске молоденькая владелица тату-салона рассказывает, как ее бизнес переживает нелегкие вирусные перемены. Проблемы, вероятно, актуальны и для небольшого предприятия в нашем городе.
В немецком Виттене живет более 100 тысяч человек, что куда меньше численной отметки Курска. Интересно, что городок первоначально решил дружить не с областным центром, а с его районом. Сеймский округ как раз подходил Виттену по количеству жителей. Но в 2006 году документ о дружбе подписали и с самим городом.
Еще в 1987-м в Германии было создано общество «Круг друзей Виттен–Курск». Немцы, кстати, как никто другой регулярно сотрудничают по линии побратимов, почти ежегодно отправляя делегации и приглашая курские. «ГИ» неоднократно писали об этих визитах. Так, летом 2016 года курская делегация посетила Виттен и среди прочих мероприятий передала местной библиотеке аудиокниги со стихотворениями Афанасия Фета на немецком языке, которую записали в библиотеке для слепых имени Василия Алехина. Виттен находится в старом промышленном регионе Рур. Только местная земля дает уголь, а курская – железную руду. Впрочем, сейчас многие рурские шахты закрыты и в них создают объекты для промышленного туризма.
Кроме Виттена, нашими побратимами являются Шпайер и Цвайбрюккен. В 1990-х, когда полки не только курских, но и российских магазинов опустели, от немецких друзей поступала гуманитарная помощь, детей из малообеспеченных семей приглашали на отдых в Германию. Помните фразу из послания жителей Ковентри: «Лучше маленькая помощь, чем большое сожаление»? Некоторые наши партнеры доказывают ее на деле. И даже попадают на карту Курска в виде названий улиц. Есть у нас и улица Шпайерская недалеко от проспекта Победы. Но большинству курян скорее известна Сумская улица, тоже названная в честь города-побратима. Только теперь уже бывшего.
Зимой 2016 года украинский город Сумы разорвал соглашение о дружбе и сотрудничестве. А жаль, ведь товарооборот между нашими областями составлял более 60 млн долларов, урожай двух областей убирали сообща, а про культурные и родственные связи и говорить не приходилось
Другой украинский побратим Новоград-Волынский сделал аналогичный шаг по отношению к Курску. А вот с Донецком договор о дружбе и сотрудничестве сохраняется.
В Северо-западном районе Курска есть короткая улица с названием Веспремская. Она тоже была названа в честь нашего побратима, но уже из Венгрии.
До Веспрема от нашего города – менее суток езды на автомобиле. Но дружба, зарожденная еще в 1982 году, в 1990-е подверглась испытанию. Сейчас мало что, кроме названия улицы, напоминает об активных отношениях Курска и Веспрема.
На официальном сайте города в разделе «Международные отношения» рассказывается об укреплении побратимских отношений с финским Рованиеми, чешским Жамберком, китайским Нинбо, с эстонским Тарту.
У Курска замечательные отношения с белорусскими побратимами. В частности, делегации из Гомеля всегда для курян – дорогие гости. Автору и самому приходилось встречаться и рассказывать о нашем городе коллегам из гомельской областной универсальной библиотеки имени Ленина.
Бывает и так, что побратимов связывает не только экономические и родственные связи, но и духовные. Как это произошло с Нишем. Это один из древних городов Балкан, ему уже более 2 тысяч лет. После того, как икону Божьей Матери «Знамение» увезли из Курска в 1919 году, началось ее путешествие на Запад. В эти годы она и успела побывать в одном из соборов Ниша, где бережно хранилась, пока вновь не двинулась в путь. А уже в начале нулевых сербский город стал еще одним побратимом Курска.
После вхождения Крыма в состав Российской Федерации нашими друзьями стали Евпатория, а еще раньше – Феодосия.
Этот список можно было бы продолжить литовским Биржаем, греческой Верией, болгарским Приморско, приднестровским Тирасполем, черногорским Баром и польским Тчевом, где, к примеру для курян, подарили новую жизнь своей старинной водонапорной башне, сделав из нее музей.
Статус города-побратима – это солидное расширение связей. Иногда связи эти холодные, иногда теплые, а бывает, что и рвутся по желанию одной из сторон. Но время идет вперед, и Курск обзаводится новыми друзьями. И к 1000-летнему юбилею города эта традиция будет, надеемся,  только крепнуть.
Яков БОНДАРЕВ.
Фото с ww2db.com и turoved.ru.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...