Курская статистика. Начало
Свежий номер: 27 марта 2025 (5066)
тираж номера: 3733 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
190 лет назад вопрос по статистическому изучению Курской губернии и других российских земель получил положительное разрешение. Через год был учрежден Курский губернский статистический комитет для более ясного понимания экономического положения нашего края.

Для технологии управления государством важнейшим делом можно считать знание истинного положения территорий. Сколько человек проживают, сколько налога дают казне, количество лодок, лошадей, квадратных километров в прямом подчинении, величина дохода и убытка, насколько простираются леса или поля и многое, многое другое.
Учреждения, способствовавшие учету и порядку, появляются в период правления Николая I. Не то чтобы раньше, до 1836 года, никто и ничего не выяснял по поводу цифр в своем деле. Считали и составляли планы регулярно. Но проблема заключалась в том, что эти сведения существовали только локально, в одном городе или на одном производстве. Весь свод информации по региону никогда не составлялся.
Но императору важно было знать, какое объективное значение имеют те или иные губернии, что исправить в «ручном режиме», а где обойтись указом. Вдобавок итоговые сведения по всем наиважнейшим параметрам государства нужны были для принятия решений в рамках всей империи. На основании этой цели была высказана идея о создании специальной службы статистики в каждом регионе.
Разумеется, для более органичного сведения информации в единое целое понадобились общие для всех правила и предписания. Теперь и таблицы должны были выглядеть одинаково, и вся страна обязана была выполнять единый план. Тут же появился еще один немаловажный вопрос: а кого привлечь для такой работы?
Зимой 1835 года император поставил свою подпись под Указом Правительствующего сената. В разных губерниях были организованы статистические комитеты. Работу всех комитетов номинально возглавляли представители императора на местах, то есть губернаторы.
В это время в Курске осуществлял губернаторские полномочия Михаил Муравьев. По какой-то удивительной милости Муравьев был прощен, будучи убежденным декабристом и даже теоретиком будущего устройства России без императора. Михаил Николаевич поменялся во взглядах и стал ярым приверженцем монархии. Более того, попытался направить свою реформаторскую энергию уже в консервативное русло. После жесткого периода управления польскими и белорусскими землями в качестве вице-губернатора и губернатора Муравьев в январе 1835 года оказывается по назначению императора в Курской губернии.

Предположим, что и назначение Михаила Николаевича, и возникновение Курского губстат комитета не случайны. Муравьев хорошо ладил с математикой и основал, когда ему исполнился только 14-й год, Московское математическое общество. Этот человек как нельзя лучше подходил на роль главы не только регионального статистического комитета, но и на более высокую должность по этой части в рамках всей империи.
В Витебской губернии Михаил Муравьев главным образом должен был осуществлять финансовый контроль, подушные ревизии и вычислять экономические показатели. А показатели у губернии были катастрофические, и земля витебская была признана практически убыточной.
Муравьев взялся исправлять положение и, как видим, уже и по долгу свой службы тесно работал со статистическими данными. И на должности гражданского губернатора Гродненской губернии он продолжал вести аудит и строго требовать документирование всех необходимых цифровых параметров.
В Курскую губернию, которой надлежало выполнить новые планы по статистическому исследованию, и был назначен Михаил Николаевич. Создание статистических комитетов преследовало и еще одну цель: это собрание всех сведений для подготовки к постепенному решению крестьянского вопроса.
Столь щепетильный вопрос, затрагивающий и имущественное положение, и количество пригодных земель, и число самих крестьян должен был решаться как можно точнее. К этому можно прибавить и одну из главных задач Муравьева на посту курского губернатора. Это в первую очередь быстрая и эффективная процедура перестройки управления для ликвидации огромнейших недоимок.
Понятное дело, там, где дело касается денег, необходимость в статистике возрастает кратно. Это подтверждается и текстом «Наказа» главам регионов 1837 года о том, что губернаторы «для основательности в своих действиях и пользы вверенного управления должны стараться иметь всегда самые точные и, по возможности, подробные сведения о состоянии губернии во всех отношениях».
Первоначально громкому слову «комитет» учреждения статистики не совсем соответствовали, имея вспомогательную функцию по конкретным запросам. Тем более сказалась нехватка людей. Михаил Муравьев попытался исправить проблему дефицита специалистов.
И это очень сильно помогло не только составлению статистки по Курской губернии, но и развитию краеведения. Сотрудниками статистического комитета будет позднее созданы историко-археологические описания губернии и путеводители по Курску.
Краеведение не ограничивалось только лишь историей, доказательством чему был известный астроном и агроном Федор Семенов, знакомый с Михаилом Муравьевым и работавший для пользы губстат комитета.
Логичным для статистического комитета стало обследование всей Курской губернии на предмет богатства по части фауны, флоры, полезных ископаемых, водоемов. На реки, а если быть точнее Сейм, обратил внимание губернатор, когда выяснилось, что экспорт курского хлеба хотя и возможен в больших объемах, но затруднителен.
Проблема была давняя: отсутствие хороших дорог. Поэтому регион был слабо связан с другими областями Российской империи в 1830-х. Железной дороги, связывающей центр и нашу губернию, еще не существовало, и она появится только через 25 лет. Поэтому Михаил Николаевич обратил внимание статистиков и всех активных курян на развитие Сейма как судоходной реки.
Этим активно занялся Михаил Пузанов из Щигровского уезда. Как гидротехник он с энтузиазмом взялся за составление проекта приведения Сейма в судоходное состояние, что помогло бы увеличить поступления денег в казну и привлекло еще больше торговцев.
Таким образом уже во времена губернаторства Михаила Муравьева статистический комитет начал объединять людей разных интересов для анализа всех возможных ресурсов и исторических сведений. Вдобавок в Курск приглашались специалисты из других (чаще ближайших) губерний для проведения научно-промышленного поиска и составления первого отчета.
Еще раз стоит подчеркнуть, что вся деятельность была направлена не на удовлетворение интереса к губернии, а к скорейшему использованию этих данных для развития и благополучия Курска и его уездов.
Из экспедиций привозили ценные «артефакты», такие как минералы и образцы растений. Так постепенно формировалась идея краеведческого музея. Но до его открытия пройдет еще немало времени. Обращалось особое внимание и на епархиальную статистику, то есть на церкви и монастыри. Муравьев направил официальную просьбу епископу Илиодору для составления статистики уже по церковным делам и истории православия на территории Курской губернии. Это была первая подобная попытка углубиться в религиозное положение нашего края.
Попытки составить путеводитель также были предприняты именно во время губернаторства Михаила Николаевича и по его личному указу. Уроженец Смоленской губернии и подчиненный Муравьева еще по работе в белорусских землях Василий Левашев смог создать первый в истории курской провинции путеводитель. Отдельная глава «дорожника» касалась целиком и полностью города Курска. Самым любопытным фактом путеводителя стало добавление в него Федора Семенова как живой достопримечательности.
В целом назначение Михаила Муравьева сыграло решающую роль в становлении не только курской статистики, 190-летний юбилей которой отмечаем в 2025 году, но и нашего краеведения.

Фото с vk.com/mbuk_cikn.
Фото с 46.rosstat.gov.ru.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ