В джазе только гении
Свежий номер: 29 апреля 2025 (5076)
тираж номера: 2075 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В джазе только гении
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого джазового музыканта Вадима Людвиковского. Земляк написал более 150 композиций, около 10 лет проработал в коллективе под руководством Леонида Утесова, сам руководил оркестром Гостелерадио, который называют одним из наиболее выдающихся явлений биг-бэндовой сцены в СССР конца 1960-х. Читателям, далеким от мира джаза, стоит знать хотя бы тот факт, что этот оркестр участвовал в озвучивании фильма «Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок 13 стульев», кроме того, музыка в его исполнении использовалась в саундтреках первых серий мультфильма «Ну, погоди!».

Дирижер, композитор, худрук

А начался жизненный путь будущего музыканта 23 апреля 1925 года в Курске – в семье дирижера, руководителя военного ансамбля. Мальчик с шести лет играл на кларнете, а в восемь взял в руки гобой (кстати, считающийся самым сложным для освоения музыкальным инструментом). Вадим Людвиковский окончил Курское музыкальное училище, продолжил образование в Ленинградской консерватории по классу композиции.
Великая Отечественная война стала для него, как и для других жителей страны, не только суровым испытанием, но и периодом творческого становления. С 1943 года Вадим Людвиковский – на фронте: выступал с ансамблем Минского военного округа, делал для него свои первые аранжировки. В конце войны началась его дирижерская карьера. Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР под управлением Эдди Рознера стал хорошей школой профессионального мастерства для музыканта.
В 1947 году земляк был приглашен в Государственный эстрадный оркестр РСФСР, которым руководил легендарный Леонид Утесов. Здесь Людвиковский около 10 лет проработал музыкальным руководителем, дирижером и пианистом. Знаменитый оркестр во многом способствовал становлению молодого музыканта, но и сам Людвиковский помог творческому росту коллектива, написав ряд произведений и аранжировок. В 1959 году Вадим Николаевич посвящает себя исключительно композиторскому творчеству: много сочиняет, его произведения записываются на пластинки, транслируются по радио, исполняются на эстраде. В этот период он обращается и к песенному жанру.
В 1966-м начинается новая глава в жизни Вадима Николаевича. Он становится художественным руководителем и дирижером Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио, в исполнении которого были записаны на пластинки произведения многих мастеров советской джазовой и эстрадной музыки. Следующие несколько лет коллектив активно гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве, Праге, Варшаве. Состав был суперзвездным: Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов и многие другие музыканты обрели поистине международную славу.
Вадим Людвиковский рос и как композитор. Наиболее известные его джазовые композиции – «Парафраз на тему молдавской народной песни «Ляна»», «Марш-фокстрот», «Юбилейная фантазия», «На глиссере», «Цветы для москвичей», «Дорога в Суздаль». Музыку Людвиковского охотно играли за рубежом, многие его пьесы записывались на пластинках иностранными дирижерами и оркестрами: Карлом Влахом, Гарри Мацуореком, Карелом Халой, Аланом Фридом.
История биг-бэнда, которым руководил Людвиковский, драматически завершилась в январе 1973 года. Он был распущен по надуманному поводу приказом председателя Гостелерадио Сергея Лапина, а сам Вадим Николаевич уволен. С тех пор земляк занимался исключительно композиторской деятельностью. Некоторые его произведения исполнял оркестр Курского цирка под руководством заслуженного артиста России Ильи Кальмана.
Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации не стало в 1995 году.

Он был очарователен

О Вадиме Людвиковском, с которым довелось работать в коллективе, в один из визитов в Курск в рамках «Джазовой провинции» рассказывал корреспонденту «ГИ» Павлу Рыжкову народный артист РФ Борис Фрумкин: «… Вадим Николаевич был и композитором, и оригинальным аранжировщиком: блестяще знал колористику оркестра, умело пользовался различными эффектами и приемами. Среди его пьес – красивая и нежная композиция «Акварель», интересная «Погоня», «Цветы для москвичей»... Я испытывал невероятный пиетет к коллегам и, конечно, к самому Вадиму Николаевичу, несмотря на сложности в его поведении. Он был обидчив... но абсолютно очарователен. Всячески поощрял творчество, предоставлял нам как музыкантам громадную свободу. Кроме упомянутых выше имен, назову трубачей Константина Носова (к сожалению, он с нами работал недолго), Германа Лукьянова. В программы постоянно включались выступления «внутренних» трио, квартетов или квинтетов и наши композиции, в том числе и мои – я в то время записал на радио много пьес. Для меня этот коллектив стал первой оркестровой школой и человеческой тоже. Кстати, мы все были людьми читающими и тем самым не походили на многих других оркестрантов тех лет. У ребят было высшее образование, хотя и не консерваторское: Гаранян окончил станкоинструментальный институт, Бахолдин – строительный, Зубов – физмат...».
Композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель Владимир Терлецкий в книге «Советский джаз» писал: «Иногда джазовый композитор вырастает из оркестрового музыканта, чья практика постоянного коллективного исполнительства невольно «наводит» на сочинение собственных произведений. Но чаще всего джазовая композиция – проявление творческого начала в личности музыкального руководителя, личности, обладающей целым комплексом качеств, которые определяют стиль и эстетическое «credo» не только ансамбля или оркестра, но иногда и большого периода в развитии жанра Таким музыкантом, такой личностью является и Вадим Людвиковский. Незаурядный талант композитора и дирижера, подлинно «авторское» отношение к аранжировке, совершенное знание биг-бэнда, умение ориентироваться в различных жанрах, стилистических особенностях современного и традиционного джаза и эстрады ставят его на одно из ведущих мест в советской легкой музыке».

Джазмен мирового уровня Дюк Эллингтон сказал о коллективе Вадима Людвиковского: «Если бы у меня был такой оркестр, я бы достиг вообще всего!»

Фото Анатолия БОГДАНОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ