Пусть не сотрутся имена и даты
Свежий номер: 2 мая 2024 (4972)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Снова приходит зима. Измученная осенью земля стремится укрыться белым покрывалом. Противятся этой белизне только потемневшая кровь рябин да пронзительный звон желтогрудых синиц. Десятки зим и весен прошли с того времени, как окончилась война. Люди жили прежде и сегодня живут своими заботами, переживаниями, радостями. Рожают, растят и воспитывают детей...    
Одинаков и одновременно неповторим этот жизненный круговорот поколений, существование которого становится оправданным только благодаря памяти и заботе о ней.
...Это произошло 2 сентября 1943 года у села Голышина Севского района Брянской области (в годы войны Курской). Древний русский город Севск к тому времени уже четыре дня  был освобожден от фашистов войсками Центрального фронта, но к западу и северу от него наше наступление замедлилось. Для обеспечения дальнейшего продвижения войск в числе дополнительных частей огневой поддержки была выделена 35-я гвардейская отдельная минометная бригада, 115-й гвардейский минометный полк которой в ночь с 1 на 2 сентября скрытно переместился от деревни Избичня Комаричского района к юго-восточной окраине села Голышина Севского района.
Командир полка гвардии майор Иван Семенович Гранич находился в боевых порядках 2-й батареи и оттуда командовал   всеми подразделениями. К полудню вражеские снаряды стали ложиться все ближе к позициям батареи. Появились первые раненые. Накал огневой дуэли  нарастал. Стволы 120-мм минометов почти безостановочно метали смертельные заряды на головы гитлеровцев. Уже был отдан приказ о переходе на заранее подготовленные запасные позиции, но… В самый разгар боя один из вражеских снарядов взорвался рядом с наблюдательным пунктом. Когда пыль, дым и гарь рассеялись, оставшиеся в живых увидели на земле четыре окровавленных тела.
Майор Гранич лежал лицом вниз, правая нога была вывернута, руки раскинуты в стороны и судорожно напряжены, словно пытались обнять землю. В трех шагах от командира лежал изрешеченный осколками, припорошенный землей начальник связи полка гвардии капитан Иван Романович Емельянов.  Дальше от них, но ближе к воронке лежали изуродованные взрывом тела минометчиков 2-й батареи: 21-летнего сержанта Андрея Кузьмича Кривокрысенко и 49-летнего красноармейца Константина Яковлевича Харина. В документах зафиксировано точное время трагедии – 16 часов 50 минут.
Несмотря на тяжелейшие ранения и командир, и начальник связи полка еще подавали признаки жизни. Подоспевшие медсестры остановили кровотечение, на глубокие рваные раны наложили бинты… Оба офицера были одногодками. Им исполнилось всего-то по 30 лет,  и  молодые организмы не собирались сдаваться смерти без боя. Однако шанс на спасение мог дать только врач-хирург.
О случившейся трагедии немедленно доложили командиру бригады. Гвардии полковник Аркадий Николаевич  Волчек любил и ценил своих офицеров за воинское умение и беспримерное мужество, не раз проявленные ими в ратном деле. Совсем недавно комбриг наградил их орденами за бои в районе 2-е Поныри – Ольховатка. Гвардии майор Гранич принял командование полком всего лишь месяц назад от геройски погибшего в бою 31 июля в районе села Глебово Орловской области гвардии подполковника Карла Антоновича Щербо. В первые дни Курской битвы полк огнем минометов поддерживал 6-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Майор Гранич был тогда заместителем командира полка.
Нельзя было медлить с эвакуацией тяжелораненых командиров. Их бережно погрузили в машину, следовавшую в Курск за боеприпасами. Тревожное предчувствие сжимало сердца провожавших машину боевых товарищей – слишком тяжелы были ранения, уже безжизненными казались бледные заострившиеся лица. Однако каждый таил надежду. Может быть  выкарабкаются, ведь молодые совсем?.. Но в дороге оба, не приходя в сознание, скончались, и по прибытии в город их тела передали для захоронения на городском «Московском кладбище для орденоносцев-офицеров Красной Армии».
Иван Гранич родился в 1913 году в далеком от курского края казахском селе (ауле) Джулек (Жулек), которое и сегодня живет и здравствует на правом берегу реки  Сырдарьи. В наше время это территория Чиилийского района Кызылординской области Казахстана. От известного многим  космодрома Байконур по дороге на Туркестан до аула Джулек – 350 километров.
В начале 30-х годов семья переселилась в Оренбургскую область. В Красную армию Иван Степанович был призван в 1935 году Ташлинским РВК Чкаловской (Оренбургской) области. Участник советско-финской войны с ноября 1939-го по март 1940-го. На фронтах Великой Отечественной – с первых ее дней. Начинал воевать в звании лейтенанта, в должности начальника артиллерии 617-го стрелкового полка 199-й стрелковой дивизии. До трагической гибели дважды был тяжело ранен и один раз контужен. Награжден  медалью «За отвагу», орденами Красной Звезды,  Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени посмертно. Жениться и создать семью так и не успел. Похоронка была отправлена матери – Евфросинии Максимовне Гранич, проживавшей в совхозе имени Калинина Ташлинского района Чкаловской (Оренбургской) области. В наши дни это поселок Степной Ташлинского района Оренбургской области. 300 км восточнее Самары. Сегодня уже никто из местных жителей не помнит Евфросинию, до самой смерти скорбевшую о красавце-сыне.
Иван Емельянов тоже родился в 1913 году. Он наш сосед-орловчанин –  уроженец деревни Долгое, Верховского района. Деревня эта – всего-то в 100 км от границ Курской области. В Красную армию Иван был призван в начале 30-х годов, окончил курсы младших командиров, потом – военное училище. Служил в Горьковской (сегодня Нижегородской) области, где женился. Супруга Пелагея Тихоновна и сын Анатолий жили в деревне Фомин Ручей Тонкинского района Горьковской (Нижегородской) области. Трудно, голодно и бедно было им в первое послевоенное десятилетие, тяжело расти и держаться за жизнь сыну без отца.
На фронтах Великой Отечественной лейтенант Емельянов был также с первых дней войны. За воинские подвиги награжден медалью «За отвагу» и орденами  Красной Звезды и  Отечественной войны 1 степени посмертно.  По недоразумению, или небрежности на могильной плите гвардии капитана И. Р. Емельянова не написали «гв.» (гвардии) и в инициалах (отчество) вместо правильного «Р», написали неверное «С».
Могилки воинов по какой-то причине оказались не рядом, а в 15 метрах друг от друга. Но это не главное, нам  важно помнить, что они сражались с врагом «плечо к плечу». Были рядом, как кровные братья,  упомянутые выше украинцы: Аркадий Волчик, Иван Гранич, Андрей Кривокрысенко, русские: Иван Емельянов, Константин Харин,  поляк Карл Щербо и воины многих других национальностей, покоящиеся на мемориальном воинском кладбище города. Могли ли они предвидеть, что произойдет спустя десятилетия мирной жизни? Не могли, ибо твердо знали, что память не позволит разобщить и разорвать скрепленное общностью тяжких испытаний.
Значит, что-то с памятью нашей стало…
Юрий Дегтярев,
Полянская школа имени лейтенанта Ходыревского  Курского района.
Фото автора.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...