Исправление трудом
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Исправление трудом


Количество приговоренных к принудительным работам с каждым годом растет. Если в 2017-м, когда санкцию только ввели, в России ее применили менее чем к 600 осужденным, то в 2018-м к принудительным работам привлекли более 2,5 тысячи человек. В Курской области исправительный центр открыли в конце прошлого года, но в региональном УФСИН уже говорят о необходимости создания новых участков.    
Срок на самообеспечении
Принудительные работы – это альтернатива лишению свободы. Такой вид наказания назначают либо за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, либо в качестве замены неотбытой части срока за совершение тяжкого. Поэтому в одном исправительном центре могут оказаться и алиментщики, и убийцы.
Исправление трудом выгодно как для осужденных, так и для государства. Первые не сидят за колючей проволокой круглыми сутками, а имеют возможность выезжать на работу,  проводить выходные за пределами исправительного центра, носить гражданскую одежду, пользоваться гаджетами, видеться с родными гораздо чаще, нежели лишенные свободы сидельцы. При этом от 5 до 25% их зарплаты перечисляется в доход государства. Коммуналка во время проживания в центре тоже оплачивается за счет осужденных. Они сами себя кормят, одевают. Словом, полностью обеспечивают свое существование без нагрузки на бюджет.
Вот почему принудительные работы – такой «популярный» вид наказания. За последние два года в стране было создано 57 исправительных центров, включая курский. Его организовали на базе колонии-поселения №8 регионального УФСИН, который на днях посетили журналисты.

Новая жизнь ИК
Колония располагается в поселке Иванино, но в народе это место называют Лукашевкой по одноименной железнодорожной станции. Здание монументальное, построено еще в советское время. С развалом Союза часть помещений так и не была востребована, но статья 53.1 УК РФ подарила им новую жизнь. Теперь здесь функционирует исправительный центр, который от территории колонии-поселения отделяет коридор из сетки и колючей проволоки. По нему журналистов и провели к общежитиям. Их два: женское и мужское. Представительниц прекрасного пола в центре только две, мужчин – 29. В целом площади общежитий позволяют разместить здесь до 55 осужденных. Если лимит будет превышен, придется отправлять их в соседние регионы. По этой же причине или из-за отсутствия на территории субъекта такого центра у нас отбывают наказание в том числе иногородние.
Сроки принудительных работ – от двух месяцев до пяти лет, но так долго здесь еще никто не находился. Больше всего в центре людей, осужденных за кражи и неуплату алиментов. Как правило, за совершение этих преступлений сразу назначают принудительные работы. А вообще статьи самые разные. Но осужденным за тяжкие преступления перевод сюда нужно заслужить примерным поведением, а еще отбыть хотя бы треть срока.
До исправительного центра его обитатели добираются самостоятельно. Не прибыли – объявляются в розыск, а принудительные работы заменяются лишением свободы. «Опоздавших» помещают в помещение для нарушителей, которое находится в дежурной части. Старший инспектор УФИЦ Евгений Королев показывает журналистам комнату за железной дверью, монитор системы видеонаблюдения, журнал, в котором фиксируется график прибытия-отбытия осужденных. Они должны выйти на работу в 7.30 утра, вернуться в центр – не позднее 17.30.

Не как дома. Лучше
В регионе действует соглашение, по которому приговоренным к принудительным работам гражданам найдется занятие вплоть до 2022 года. Кстати, такие сотрудники ценятся у работодателей. Во-первых, они не могут относиться к обязанностям халатно, иначе им заменят наказание на лишение свободы. Во-вторых, зарплата должна быть не ниже МРОТ, который в нашем регионе составляет чуть более 11 тысяч рублей. В основном работодатели и придерживаются этого финансового порога.
Проценты в доход государства, выплаты по гражданским искам, коммуналка, питание и средства гигиены – некоторым осужденным еле хватает на сигареты. Но они все равно предпочитают принудительные работы любому другому виду наказания.
Осужденный Александр считает: условия проживания в центре комфортные – не у каждого из «сокамерников» дома так обустроено. Кухня, санузел, комната с телевизором и библиотекой. Готовят и стирают сами, некоторых обеспечивают питанием на работе, кого-то – еще и транспортом. Александр после беседы с журналистами отправился за рулем собственной машины в автосервис, где он трудится принудительно. Оставалось всего несколько дней до окончания его срока: отбывал наказание за мошенничество, в центре – с конца апреля.

«Востребованное» наказание
Обитатели исправительного центра трудятся на 12 объектах: теплицы, автосервисы, стройки. В приоритете – рабочие специальности. Обладателей профильного образования «разбирают» тут же, но и остальным вакансию подберут.
Например, осужденной Яне предложили ухаживать за телятами на местной ферме. Работодатель предоставляет питание, автобус для подвоза сотрудников, да и зарплата в 24 тысячи рублей весьма неплохая не только по меркам исправительного центра, но и сельской местности. Женщина говорит: все устраивает, да и животных она любит. А вот людей, видимо, не очень: Яна осуждена за убийство. И ферма ей нравится куда больше колонии, из которой она не так давно «переехала».
Изменения, позволяющие заменить часть срока лишения свободы принудительными работами, были внесены в закон только в прошлом году. Но осужденные уже активно пользуются такой возможностью. И суд идет навстречу. Поэтому лимит существующих общежитий УФИЦ скоро может быть исчерпан.
– В июле был принят федеральный закон, который позволяет создавать изолированные участки исправительных центров на базе организаций, использующих труд осужденных, – рассказал начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, Сергей Мухин. – Он вступит в силу 1 января 2020 года. А пока мы прорабатываем вопросы с работодателями, должностными лицами субъекта, чтобы они организовали места проживания для таких работников. Мы, со своей стороны, обеспечим надзор за ними.
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
Не по принуждению, а по любви
В исправительном центре в основном живут куряне. Ко многим на выходные приезжают родственники. Кто-то одним днем, другие – с ночевкой. Можно снять жилье на территории муниципалитета и провести эти дни с осужденным, для которого выходные за пределами центра являются поощрением. Удобен такой вариант и для иногородних «сидельцев», которые считают дни до окончания срока, чтобы вернуться к родным. А кто-то решает остаться.  Евгений Королев рассказал историю осужденного из Липецка, который влюбился в местную девушку и сейчас готовится к свадьбе. Курянка не захотела ехать к нему на родину, и теперь он сменил принудительную работу в Курчатовском районе на постоянную.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...