Пилоты штурмуют трассу
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


<p>Скорость, драйв, рев моторов и нереальные ощущения… Все это обещает юбилейный, <nobr>50-й</nobr>, чемпионат России по картингу, который пройдет в эти выходные на картодроме. В Курск съедутся пилоты со всех уголков страны. Главным сюрпризом станет показ документального фильма «Гонщики». Он состоится 21 июня в киноцентре имени Щепкина, начало в 19 часов.<br />
А пока «ГИ» приглашают читателей в увлекательное путешествие во времени. Как зарождался курский картинг и чем он живет сейчас?</p>
    
Скорость, драйв, рев моторов и нереальные ощущения… Все это обещает юбилейный, 50-й, чемпионат России по картингу, который пройдет в эти выходные на картодроме. В Курск съедутся пилоты со всех уголков страны. Главным сюрпризом станет показ документального фильма «Гонщики». Он состоится 21 июня в киноцентре имени Щепкина, начало в 19 часов.
А пока «ГИ» приглашают читателей в увлекательное путешествие во времени. Как зарождался курский картинг и чем он живет сейчас?
Курский картодром — первый в стране
Идея принадлежит «отцу» советского картинга, талантливому педагогу и автомобильных дел мастеру Льву Кононову, выпускнику Харьковского автодорожного института. Он создал во Дворце пионеров и школьников пионерский завод малолитражных автомобилей, ставший кузницей спортивных достижений и талантов. В 70-е годы наша школа картинга была лучшей в СССР, костяк сборной страны по картингу составляли куряне.
Дворец пионеров приступил и к строительству первого в нашей стране картодрома. В 1971 году там прошли первые соревнования на приз памяти Льва Кононова. С тех пор на курском картодроме проводилось множество соревнований, вплоть до этапов европейских первенств. Трасса была признана одной из лучших и вошла в 1975 году в топ 10 европейских картинговых трасс. В 2009-м она претерпела небольшое изменение, чтобы соответствовать требованиям чемпионата России по картингу. Был обустроен участок с двумя трамплинами, что удовлетворяет требования европейского регламента СуперМото. И до сих пор наш картодром остается одним из лучших в стране.
В азарте гонки
Славные традиции курского картинга живы и сейчас, несмотря на временный спад в развитии этого вида спорта в начале 90-х годов.
Школа картинга на улице Литовской, 12. Здесь молодежь приобретает не только технические и спортивные навыки, но и учится смелости и выносливости. Картингом занимаются почти 200 ребят. Они изучают устройство карта, Правила дорожного движения, способы оказания первой медицинской помощи… На отличной тренировочной трассе совершенствуют навыки вождения. И как результат — новые спортивные достижения.
Большие надежды подает 9-летний Кирилл Дурнев, внук чемпиона СССР Александра Дурнева. Мальчик занимается картингом уже два года. С первых занятий стал показывать хорошие результаты. 10-летний Михаил Лукашов пришел недавно, но уже обещает стать хорошим гонщиком. Призером соревнований в классе «Национальный-Юниор» недавно стал Дмитрий Уткин. А Кирилл Сараев выиграл первенство ЦФО в классе «Национальный-Юниор».
— Возможно, со стороны кажется, что в занятиях картингом все просто: маленькая машинка, простая в управлении. На самом деле физически очень тяжело, с автомобилем не сравнить, если в обычном авто есть гидроусилитель руля, благодаря которому легче управлять, то нам нужно приложить недюжинные усилия, чтобы вписаться в поворот… А еще здесь всегда чувствуешь огромный прилив адреналина, потому что от земли тебя отделяют сантиметровые расстояния и скорость неимоверная, на прямых участках порой разгоняешься до 200 километров в час. Занимаюсь картингом даже не ради побед, а из-за ощущений, которые испытываешь в гонке, — признается Кирилл.
На прошедших в минувшие выходные соревнованиях ему едва не помешала непредвиденная ситуация: сломалась коробка передач. Однако он «привел карт в чувство» и вырвал победу. В итоге стал обладателем сразу двух золотых наград.
Много воспитанников уже выпорхнуло из гнезда. Это — Даниил Суровцев, Иван Шумаков, Антон Бубнов. В школе картинга о них сохранились теплые воспоминания.
Хороший стимул к покорению новых виражей — стимулирование президентскими премиями и стипендиями главы городской администрации, которые получают особенно успешные гонщики.
В скором времени в школе картинга должен появиться музей. Определено помещение, по крупицам собираются экспонаты: старый карт, экипировка 80-х годов, книги, кубки…
Наши виражи радуют пилотов
Картинг никогда не был дешевым видом спорта. Все в нем требует больших затрат: поездки на соревнования, гоночные машины, запчасти. Специальная экипировка защищает от травм. Например, комбинезон имеет несгораемую и непротираемую омологацию. И даже если гонщик при аварии вылетит из карта, он останется невредимым.
— Нужно отдать должное людям, стоявшим у истоков нашего картинга и проектировавшим виражи картодрома, — говорит директор школы картинга Оксана Морозова. — Трасса настолько правильно сделана, что даже по прошествии стольких лет отвечает всем современным требованиям. К тому же превосходное асфальтовое покрытие. Глава администрации города Николай Иванович Овчаров лично радеет за развитие в городе картинга, за что ему огромное спасибо. А ведь несколько лет назад приезжие снисходительно улыбались и говорили, что будущего у казенного картодрома нет. Но прошло время, обновили асфальт, на трассе появились новые виражи. Теперь гости завидуют нам. Ведь большинство российских картодромов — коммерческие. Отсюда большое количество соревнований, что, естественно, влияет на качество дорожного покрытия. Наша трасса используется только для тренировок и состязаний. И это продлевает жизнь асфальта.
В будущее курские картингисты смотрят с оптимизмом. Уже есть проект нового комплекса, который, при наличии финансирования может появиться на картодроме. На первом этаже будут бокс для технической инспекции, комната для врача, туалеты, душевые, столовая, а на втором — судейские и трибуны для зрителей. Планируется расширить трассу и немного изменить ее конфигурацию.
Исполнительный директор Курской областной автомобильной федерации Юрий Овчаров считает, что у курского картинга отличные перспективы.
Юрий Николаевич известен как один из титулованных лидеров курского автоспорта, он призер многих соревнований общероссийского уровня. А начинал, как и многие ребята, со скромного маленького карта…
— На картинг меня заманил друг. Я тогда учился во втором классе. Возвращаясь из школы, часто наблюдал, как по учебной трассе снуют маленькие машинки. Очень захотелось самому узнать, что чувствует пилот за рулем… Что касается Курска, то условия для занятий у нас хорошие, есть собственная стационарная трасса, чем может похвастать не каждый город России. Кроме того, своеобразная конфигурация и ровное покрытие обеспечивают спортсменам удовольствие от езды. Приятно, когда слышишь от них положительные отзывы.
Пока сильна страсть к маленьким машинкам
Заслуженный тренер России по картингу Вячеслав Чуваев всю жизнь посвятил воспитанникам, и они оставили заметный след в истории этого вида спорта. Сам он 14 раз становился чемпионом, входил в состав сборной СССР по картингу. Сейчас работает тренером в школе картинга.
Движение картингистов развилось на базе кружка юных автомобилистов во Дворце пионеров и школьников, куда в 1963 году Вячеслав Михайлович пришел 12-летним мальчишкой.
— Мы воодушевленно крутили гайки, напильником доводили детали до нужного размера, делали сборку. Лев Сергеевич (Кононов — ред.) был педагогом от Бога. Он стал для мальчишек непререкаемым авторитетом. Строгий, требовательный, однако самые сложные технические премудрости объяснял доходчиво. Первые карты строили из трубок, извлеченных из списанных самолетов, использовали двигатели от мотоциклов. Первый наш карт даже повезли на выставку в США. Уже через несколько месяцев я участвовал в первенстве СССР. Картодрома в Курске еще не было, и мы гоняли по Красной площади перед кинотеатром «Октябрь» (сейчас — Знаменский собор). Я был самым неопытным, но рядом со мной на трассу вышли ребята, которые уже могли задавать тон в гонке. Благодаря их советам я и завоевал свою первую командную победу. В 1965-м уже самостоятельно участвовал в матчевой встрече на приз Аркадия Гайдара и стал третьим в классе машин с двигателем 50 кубических сантиметров.
В августе 1969-го занял второе место на первенстве СССР в классе II-Б, после этого меня пригласили в сборную страны. Через три года стал мастером спорта, пять лет выступал за сборную СССР. Тренировки проходили на трассах в Прибалтике. Машины мы называли «баржами» — похожие на корыта, длинные, плоскодонные. Да и безопасность оставляла желать лучшего. Тормозишь, а карт все равно мчится вперед… Их в основном делали на ленинградском заводе «Патриот» от ДОСААФ. И мы, члены сборной СССР, порой сами работали там за станками, доводили машины до ума.
С 1972 года Вячеслав Чуваев на тренерской работе. Поначалу занимался с мальчишками во Дворце пионеров, продолжал выступать. Карьеру гонщика закончил в 1978-м. Проработав еще 10 лет во Дворце пионеров, ушел в школу картинга.
— Среди ваших воспитанников много мастеров спорта, чемпионов и призеров соревнований национального и международного уровня…
— Я воспитал много достойных ребят, которые заслуживают добрых слов. К примеру, братья Комаровы. Они прославили курский картинг не только в СССР, но и в мире. Григорий, младший брат, стал заслуженным мастером спорта. Он 37 раз побеждал в различных соревнованиях, его старший брат Игорь — 20. Сейчас они занимаются частной тренерской практикой, ездят по миру, поэтому застать их в Курске порой бывает сложно. Многие бывшие воспитанники до сих пор меня не забывают, приходят в гости, приводят своих внуков.
— Что можете сказать о современных мальчишках? По-прежнему курские гонщики — лучшие?
— В нашем городе есть все условия для воспитания достойной смены. У нас отличный картодром, есть детско-юношеская школа «Картинг», создана хорошая материально-техническая база, регулярно проходят соревнования. Думаю, картинг будет развиваться и впредь, с каждым годом поднимаясь на новую ступеньку.
…Коварный инсульт исподтишка нанес удар, поставив под угрозу его дальнейшую работу. Но Вячеслав Михайлович справился с недугом. Он по-прежнему жизнерадостен и полон оптимизма, а о болезни напоминает лишь трость, на которую опирается при ходьбе…
Владимир Калачев в свое время тоже нашел призвание во Дворце пионеров и школьников у Льва Кононова.
— Нам, мальчишкам, было интересно мастерить своими руками автомобиль, поэтому занятий ждали с нетерпением, — вспоминает Владимир Анатольевич. — Картодром тогда только строился, и соревнования проходили на ВДНХ. Дома мы не сидели. Как только начинался сезон, выезжали на соревнования, чаще всего в Прибалтику. Сейчас тренирую детишек, приглашают судьей на состязания.
Дочь Анна пошла по стопам отца — тоже стала тренером в школе картинга. Подрастает достойная смена, которой Лев Кононов мог бы гордиться.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...