Она мечтала учить детей
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Она мечтала учить детей


Звание Героя Советского Союза присвоили Марии Боровиченко посмертно спустя 20 лет после Победы.    
Это было удивительное время. О войне вдруг разом заговорили со всех трибун, на страницах газет и на телевидении. Это Сергей Смирнов своей книгой «Брестская крепость» буквально разбудил страну, которая добилась блестящей победы над фашизмом и забыла о ней на 20 лет.
Все эти годы 9 мая было рядовым рабочим днем.
И тут разом пошли в походы по местам боев следопыты — одни или с ветеранами, а тех стали приглашать в школы, на заводы.
Это было патриотическое пробуждение. Вспомнили о подвигах людей, которые не были награждены. Родина с запозданием наградила самых-самых.
Среди них была Мария Боровиченко. О ней в книге «Золотые звезды киевлян» написал сам Александр Ильич Родимцев, дважды Герой Советского Союза, командир 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Под его командованием Боровиченко прошла от Киева до Сталинграда, затем до Курска. Родимцевская дивизия была тесно привязана к нашей области при отступлении, затем в героических боях за Тим, при возвращении на курскую землю зимой 43-го и в боях на Курской дуге.
Удивительная девушка. На фронте Маша с августа сорок первого. Было ей тогда без трех месяцев шестнадцать лет. Почему же ее взяли в армию такой молодой?
Мария родом из села Мышеловка, что в пригороде Киева. Мама умерла рано, воспитывали ее родственники.
Она окончила 8 классов, мечтала поступить в педучилище и стать учительницей. Но все оборвалось.
Первый свой подвиг Маша совершила еще до армии. Пришли в Мышеловку немцы, как с голодного края гонялись по селу за курами, хватали гусей, устраивали облавы.
Однажды Маша с дядей прятались под потолком сараюшки. Один немец полез по лестнице на чердак, и, когда голова его уже почти поравнялась с ними, лестница, к великому счастью спрятавшихся, сломалась. Немец выругался по-своему и со злости пальнул в крышу сараюшки.
Ночью они решили бежать. Пробираясь по улочке, напоролись на немца. Тот кинулся на дядю, но Маша упала под ноги и стреножила его, схватив обеими руками за сапоги. Это спасло их. Дядя от души приложился немцу по башке. И пока тот искал упавший автомат, дядя и Маша мчались к лесу. Вслед им раздались две-три автоматные очереди. После мытарств беглецы попали к нашим солдатам. Так Маша оказалась в бригаде Героя Советского Союза (за Испанию) Александра Родимцева. Да и осталась там. Стала санинструктором.
Маше везло довольно долго. Шинель пробита в нескольких местах, а она цела.
Маленькая, шустрая и отчаянно храбрая, ради спасения раненых она шла, бежала, ползла под пули, едва заслышав крик-просьбу: «Сестричка!»
В одном из боев вынесла восемь раненых. Когда однажды перевязывала комбата Симкина, трое немцев прорвались к ней. Она взялась за автомат. Двоих свалила, третьего бойцы «сняли». За этот бой ее наградили медалью «За боевые заслуги».
У Конотопа немцы устраивали переправу через Сейм. Наш пулемет сорвал ее. Начался бой, новая попытка, и снова пулемет…
И вдруг он замолчал. Секунд десять молчал. И немцы уж было собрались переправиться на противоположный берег. Но пулемет вдруг заговорил… Это Маша заменила убитого бойца.
Она участвовала вместе с бойцами в дерзком рейде из села Шумаково до Гуторово под Курском, когда наши бойцы уничтожили колонну немецких машин с бензином. Потом был Сталинград. И везде она в самой гуще событий — спасать раненых. Ей действительно везло, но и, конечно, солдаты оберегали.
От Сталинграда Родимцев со своей дивизией вновь на курской земле, на южном фасе курского выступа. Идет подготовка к сражению.
В селе Орлянка под Обоянью Мария познакомилась с Ниной Ореховой. У той было трое детей — три, два и один годик. Семья голодала. Маша приносила кое-что из своего солдатского пайка, играла с детьми. Сколько было радости и у детей, и у Нины, и у самой Марии.
Это были дни временного затишья перед Огненной дугой. Нина Орехова смотрела на Марию и думала: «Хорошая из нее будет мама и учительница».
А 5 июля Мария не пришла. Началось грандиозное сражение.
Дети ждали Марию. Она не приходила — 14 июля Мария Боровиченко погибла. И было ей от роду семнадцать лет и девять месяцев.
В последние минуты жизни Мария перевязывала раненого и умоляла потерпеть. На земле — ад. Сверху бомбят, землю трясет, все в дыму. Солнце не пробивает эту завесу. Из-за дымящегося танка вдруг выныривает еще один. Мария берет гранату и бросает в танк. Взрыв. Лязг гусениц. Перебиты «ноги» танка.
Неподалеку разрывается снаряд, и Маша, она просто не могла иначе, прикрывает собой раненого…
Солдаты и офицеры не скрывали своих слез. Мария, их любимица, погибла… Оборвалась ниточка в роду Боровиченко…
В шестьдесят пятом, когда изменилось отношение к войне, сослуживцы, уцелевшие в боях, сочли своим долгом рассказать о подвиге Марии Сергеевны Боровиченко, героической санитарочке, вынесшей с поля боя и спасшей сотни солдат и офицеров.
«Наверху» прислушались. Звание Героя Советского Союза было присвоено Марии 6 мая 1965 года.
Ее именем названа школа в Киеве и улица в Ивне. В нашей области ее имя, увы, не увековечено. Нам, курянам, стоило бы об этом подумать, хотя Мария прошла область от Глушково до Горшечного в 41-м, от Касторного до Обояни — в 43-м.
Похоронена Мария Боровиченко в селе Орловка Ивнянского района Белгородской области.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...