Вспомнить и поклониться
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Вспомнить и поклониться


Это было первое в 2014 году заседание общественной комиссии  по установке мемориальных досок и памятных знаков в Курской области. Из шести очень достойных имен, которые предварительно были выбраны еще в 2013-м, предстояло остановиться на двух.    
Задача непростая, поскольку можно невольно обидеть память остальных. Стало быть, нужны веские доводы.  Споры на заседании разгорелись нешуточные, тем не менее большинством голосов выбор пал на художника Казимира МАЛЕВИЧА  и композитора  Аркадия АБАЗУ.
В биографии знаменитого художника Малевича более восьми лет связано именно с Курском. Согласитесь, восемь лет — немалая часть  любой жизни, тем более в период ее творческого становления. То есть Курск несомненно повлиял на будущего великого художника. В данном случае это не менее важно, чем место рождения (Киев) или  упокоения (поселок Ромашково в Московской области). Другой вопрос — на каком из зданий Курска разместить эту мемориальную доску. Есть несколько мнений краеведов относительно  места его проживания.
Казимир Северинович Малевич родился 11 (23) февраля 1878 (1879-?) в Киеве. Российский и советский  художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма – направления в абстрактном искусстве... В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, которое располагалось на  улице Авраамовской (ныне Добролюбова). Параллельно занимался живописью,  сумел организовать в Курске художественный кружок. 1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок». В 1905-м он  подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако туда его не приняли. Весной 1906-го Малевич  возвращается в Курск, к семье и службе в УКМЖД. Летом 1906 года  снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз. С этого момента до 1910 года Казимир посещал занятия в художественной студии, принимал участие в выставках Московского товарищества художников. Это было начало...
Впрочем, так ли уж важно, в каком из скромных одноэтажных  строений жил со своей семьей Казимир Малевич? Он давно уже стал гражданином мира, и здесь вполне можно отойти от конкретной адресности, установив мемориальную доску, скажем, на нынешнем здании УФСБ (в начале ХХ века — здание Управления Курско-Московской железной дороги), где тот работал в юности. Во всяком случае, не ошибемся. Или на здании худграфа, где знаменитый художник не бывал, но именно там его дух наверняка найдет единомышленников и последователей.
Кстати, в России памятника Казимиру Малевичу нет до сих пор. В отличие от Украины, где его недавно установили (в Киеве). По мнению многих, он столь же оригинален и самобытен, как и  творчество самого художника. Памятник больше похож на сцену (черную квадратную). Молодые художники-авангардисты любят проводить там выставки. А вот если вопрос о памятнике Малевичу взялись бы реализовывать в Курске, то  в какой части города? Скажем,  неплохо бы он смотрелся в тени аллеи, что тянется по улице Кати Зеленко в сторону улицы Максима Горького рядом с галереей «АЯ». Но это в порядке фантазии.
Власти Московской области собираются поставить памятник художнику на месте захоронения его праха – в черте жилого комплекса  Ромашково. Малевич умер  в Ленинграде в 1935 году, но своевременно распорядился захоронить урну  рядом с любимым  вековым дубом неподалеку от деревни Немчиновка. Дуб сгорел во время войны (позже, расширяя посевное поле, его выкорчевали), а прах  случайно или намеренно развеяли еще раньше. Одним словом, место захоронения было утрачено. То есть памятника Малевичу в России еще нет.
Согласитесь, овеществленная память о творческом человеке более всего приживется там, где он пребывал на взлете своего творчества и все в жизни художника было еще впереди. Стало быть – в Курске. Должно быть, наш  город был доброжелателен к начинающему  художнику, хотя и не сразу отпустил его из-под своих зеленых сводов.
Их было немало, кого Курск отпустил в большое творческое плавание. Вера Мухина, Александр Дейнека, Зинаида Серебрякова, Вячеслав Шварц...
Впрочем, есть примеры, когда талантливый творческий человек целиком и полностью посвящает себя одному и вовсе не столичному городу. Так случилось в судьбе Аркадия Абазы – композитора, учителя музыки и ее концертного исполнителя, собирателя памятников музыкальной культуры курского края.
Аркадий Абаза – уроженец села Свердликовщина Суджанского уезда Курской губернии. Окончил Харьковское музыкальное училище и Петербургскую консерваторию (по классам фортепиано и вокала).  В 1877 году  открыл в Сумах музыкальную школу. С 1881-го работал в Курске, заведуя классами Курского музыкального общества, учил музыке гимназистов и воспитанников народных училищ. Автор оригинальной музыки – около 20 романсов (в том числе на слова И. С. Тургенева «Утро туманное») и 30 фортепианных пьес. В составе губернской ученой архивной комиссии изучал традиции музыкального творчества края – участвовал в записях курских народных песен.
Вся его жизнь связана с нашим городом. Мелодии, созданные Аркадием Абазой, сейчас звучат над Курском... Согласитесь, долгое и верное служение одному краю и городу просто грех не отметить.
Кто-то приписывает музыку романса «Утро туманное» не Аркадию, а одному из его братьев. Однако, думается, многие нынешние композиторы сочли бы за честь, если бы их имена просто включили бы в перечень возможных авторов этого произведения. Так или иначе, когда  вспоминаешь Аркадия Абазу, в голову всякий раз приходит та самая печальная и мудрая мелодия. А еще строка Ивана Тургенева: «Многое вспомнишь родное, далекое...» Стало быть – вспомним и поклонимся...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...