Задача непростая, поскольку можно невольно обидеть память остальных. Стало быть, нужны веские доводы. Споры на заседании разгорелись нешуточные, тем не менее большинством голосов выбор пал на художника Казимира МАЛЕВИЧА и композитора Аркадия АБАЗУ.
В биографии знаменитого художника Малевича более восьми лет связано именно с Курском. Согласитесь, восемь лет — немалая часть любой жизни, тем более в период ее творческого становления. То есть Курск несомненно повлиял на будущего великого художника. В данном случае это не менее важно, чем место рождения (Киев) или упокоения (поселок Ромашково в Московской области). Другой вопрос — на каком из зданий Курска разместить эту мемориальную доску. Есть несколько мнений краеведов относительно места его проживания.
Казимир Северинович Малевич родился 11 (23) февраля 1878 (1879-?) в Киеве. Российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма – направления в абстрактном искусстве... В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, которое располагалось на улице Авраамовской (ныне Добролюбова). Параллельно занимался живописью, сумел организовать в Курске художественный кружок. 1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок». В 1905-м он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако туда его не приняли. Весной 1906-го Малевич возвращается в Курск, к семье и службе в УКМЖД. Летом 1906 года снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз. С этого момента до 1910 года Казимир посещал занятия в художественной студии, принимал участие в выставках Московского товарищества художников. Это было начало...
Впрочем, так ли уж важно, в каком из скромных одноэтажных строений жил со своей семьей Казимир Малевич? Он давно уже стал гражданином мира, и здесь вполне можно отойти от конкретной адресности, установив мемориальную доску, скажем, на нынешнем здании УФСБ (в начале ХХ века — здание Управления Курско-Московской железной дороги), где тот работал в юности. Во всяком случае, не ошибемся. Или на здании худграфа, где знаменитый художник не бывал, но именно там его дух наверняка найдет единомышленников и последователей.
Кстати, в России памятника Казимиру Малевичу нет до сих пор. В отличие от Украины, где его недавно установили (в Киеве). По мнению многих, он столь же оригинален и самобытен, как и творчество самого художника. Памятник больше похож на сцену (черную квадратную). Молодые художники-авангардисты любят проводить там выставки. А вот если вопрос о памятнике Малевичу взялись бы реализовывать в Курске, то в какой части города? Скажем, неплохо бы он смотрелся в тени аллеи, что тянется по улице Кати Зеленко в сторону улицы Максима Горького рядом с галереей «АЯ». Но это в порядке фантазии.
Власти Московской области собираются поставить памятник художнику на месте захоронения его праха – в черте жилого комплекса Ромашково. Малевич умер в Ленинграде в 1935 году, но своевременно распорядился захоронить урну рядом с любимым вековым дубом неподалеку от деревни Немчиновка. Дуб сгорел во время войны (позже, расширяя посевное поле, его выкорчевали), а прах случайно или намеренно развеяли еще раньше. Одним словом, место захоронения было утрачено. То есть памятника Малевичу в России еще нет.
Согласитесь, овеществленная память о творческом человеке более всего приживется там, где он пребывал на взлете своего творчества и все в жизни художника было еще впереди. Стало быть – в Курске. Должно быть, наш город был доброжелателен к начинающему художнику, хотя и не сразу отпустил его из-под своих зеленых сводов.
Их было немало, кого Курск отпустил в большое творческое плавание. Вера Мухина, Александр Дейнека, Зинаида Серебрякова, Вячеслав Шварц...
Впрочем, есть примеры, когда талантливый творческий человек целиком и полностью посвящает себя одному и вовсе не столичному городу. Так случилось в судьбе Аркадия Абазы – композитора, учителя музыки и ее концертного исполнителя, собирателя памятников музыкальной культуры курского края.
Аркадий Абаза – уроженец села Свердликовщина Суджанского уезда Курской губернии. Окончил Харьковское музыкальное училище и Петербургскую консерваторию (по классам фортепиано и вокала). В 1877 году открыл в Сумах музыкальную школу. С 1881-го работал в Курске, заведуя классами Курского музыкального общества, учил музыке гимназистов и воспитанников народных училищ. Автор оригинальной музыки – около 20 романсов (в том числе на слова И. С. Тургенева «Утро туманное») и 30 фортепианных пьес. В составе губернской ученой архивной комиссии изучал традиции музыкального творчества края – участвовал в записях курских народных песен.
Вся его жизнь связана с нашим городом. Мелодии, созданные Аркадием Абазой, сейчас звучат над Курском... Согласитесь, долгое и верное служение одному краю и городу просто грех не отметить.
Кто-то приписывает музыку романса «Утро туманное» не Аркадию, а одному из его братьев. Однако, думается, многие нынешние композиторы сочли бы за честь, если бы их имена просто включили бы в перечень возможных авторов этого произведения. Так или иначе, когда вспоминаешь Аркадия Абазу, в голову всякий раз приходит та самая печальная и мудрая мелодия. А еще строка Ивана Тургенева: «Многое вспомнишь родное, далекое...» Стало быть – вспомним и поклонимся...
- Комментарии
Загрузка комментариев...