Ни в какие ворота...
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Ни в какие ворота...


Вспоминая сравнительно недавнее прошлое, мы нередко сетуем на факты сноса  многих городских зданий и сооружений, полагая при этом, что в каждом случае речь идет о принципиальном  отказе от своей истории.    
В большинстве случаев так оно и есть, но не всегда. Снос городских ворот – Херсонских, Московских и Николаевского храма  «на торгу» – был продиктован крайней необходимостью.
Монументальные городские ворота ставили в память о знаменательном событии и,  как правило, при въезде-выезде, то есть  на окраине.  Со временем город разрастался, и ворота теряли свое предназначение. Мало того, они начинали мешать. Скажем, в Курске подумывали о сносе Херсонских ворот еще в конце XIX века, когда проектировали трамвайную линию, но потом от такого варианта отказались. Эти ворота были сооружены в честь проезда через Курск императрицы Екатерины II  (1787 год) и позже неоднократно реконструировались.
Наводняться автомобилями Курск начал после революции, и  многие из них уже не вписывались в боковые арки Херсонских ворот, приходилось проезжать в центральную – прямо по трамвайным путям. Было понятно, что конфликт массивного сооружения с  машинами будет нарастать с каждым годом. Тем более что на улицу Дзержинского (самую широкую на тот момент в городе) градоустроители возлагали большие надежды, как на единственную по линии «восток-запад».
Можно ли было найти компромиссное решение и сохранить Херсонские ворота? Думаю, что нет. Все же арка должна стоять вне любых транспортных посягательств и не вносить  никаких проблем. Именно так решены подобные сооружения во всем мире, начиная с Рима – родины всех триумфальных арок.
Московские ворота, расположенные примерно в центре нынешней  площади Перекальского, тоже стали камнем преткновения. Когда-то эта площадь была значительно шире, и они мало кому мешали, но очень скоро ситуация изменилась.
Так сложилось, что наш город исторически не имел транспортных коммуникаций в направлении «север – юг», параллельных главной улице и расположенных рядом с ней. Для города с таким ландшафтом, как у Курска,  это серьезная проблема. Судите сами: улица Горького – тупиковая с двух сторон, улица Радищева до предвоенных лет тоже была тупиковой и тянулась лишь до Почтовой, где упиралась в жилой массив. Была на улице Радищева еще одна «развязочная» проблема: Николаевский храм практически замыкал ее со стороны улицы Дзержинского, оставляя лишь  узкий и крутой проезд со стороны нынешнего Театра кукол. Очевидно, можно было найти компромиссное решение, но искать его никто не стал и храм в тридцатые годы  снесли. Одновременно улица Радищева стала гораздо длиннее, пробив тупиковый жилой массив…
Так или иначе, но еще задолго до войны куряне-градоустроители предвидели, что  жидкий ручеек автомобилей – это явление временное, и очень скоро он превратится в  мощнейший разветвленный поток. А помышляли ли об этом их   преемники?
  • Комментарии
Загрузка комментариев...