Молодость – не повод уступать
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Молодость – не повод уступать


Анна Матвеева, 24-летняя педагог-психолог гимназии №4, занимающаяся теоретическими исследованиями лидерства,  одержала победу в областном конкурсе профессионального мастерства, опередив более опытных коллег.    
Сегодня — она гость «ГИ».
Хрупкая девушка в белой блузке, больше похожая на старшеклассницу, чем на педагога, улыбается и смотрит прямо в глаза – будто говорит: я открыта для вас, спрашивайте!
Что знаю о ней? Два года назад, после окончания факультета педагогики и психологии КГУ, Анна пришла работать в гимназию. Способностями девушка не обделена: в студенческие годы была лауреатом премии президента, дипломантом областного конкурса «Студенческая наука», автором 23 научных публикаций и сейчас, являясь аспиранткой,  продолжает заниматься теоретической психологией.
– Анна, бытует мнение, что психологи вершат людские судьбы, находят выход из сложнейших жизненных ситуаций, буквально разводя беды руками. Что вы скажете об этом?
– При поступлении в КГУ мы тоже имели идеализированное представление о возможностях психологии. К третьему курсу стало понятно, что функции психолога гораздо скромнее. Он не дает готовых рекомендаций, а слушает человека, задает ему вопросы, предлагает темы для рассуждения, чтобы тот сам пришел к приемлемому для него выводу. Задача психолога – всего лишь повернуть мысли и чувства пациента в нужном направлении.
Многие однокурсники разочаровались и стали переводиться на другие факультеты, а я приняла будущую профессию в ином свете — такой, какая она есть.  Для человека важно иметь гибкое мышление. Да, выбранная специальность не соответствует моим первоначальным ожиданиям, но она не перестает от этого быть интересной, и я по-прежнему ее люблю.
– Иногда блестящие теоретики оказываются беспомощными на практике. Ваши впечатления от работы педагогом-психологом?
– Я пришла в гимназию, когда оба психолога находились в декрете. Ввести меня в курс было некому. Мне кажется, нет ничего сложнее, чем  первая неделя на работе, а потом ты адаптируешься, становишься спокойнее и увереннее в себе. Самое яркое воспоминание того периода: знакомясь с первоклассниками,  я назвала свое имя – Анна Владимировна. И тут одна девочка спросила: «Значит, в прошлой жизни вы были Аней?». Малышка сказала очень важную вещь. С началом работы моя жизнь, как бы это высоко не звучало, разделилась на две части: до гимназии и в гимназии. Детство, школа, студенчество были счастливыми, наполненными событиями, а здесь я почувствовала свою востребованность – я нужна детям. Мне нравится общаться с ними, открывать что-то новое, расти и развиваться как личность. Я уверена, что не ошиблась в призвании.
– Деятельность педагога-психолога включает в себя множество функций: профилактику, просвещение, консультирование, психокоррекцию, психоразвитие. Как вы со всем этим справляетесь?
– В начале года я диагностирую первоклассников на предмет адаптации к школе,  а также пятиклассников и десятиклассников — к  изменившимся условиям обучения. В течение года провожу тестирования, постоянно опрашиваю преподавателей и родителей. Если выявлен, например, не адаптированный первоклассник, который замкнут, застенчив, ни с кем не общается, объясняю ему, что у каждого человека есть сильные стороны, которые нельзя прятать. Нужно быть ярким, стараться проявлять способности и таланты. Привлекаю ребят к коллективной творческой деятельности, во время которой они общаются, демонстрируют навыки и умения, учатся новому. Совсем недавно мы с гимназистами сделали поздравительные открытки ветеранам и передали их в Фонд мира, оттуда пришли благодарности и сертификаты. Детям было приятно, что их труд оценен по достоинству.
– Какую роль в жизни ребенка играет самооценка?
– Большинство детей, приходя в первый класс, имеют завышенную самооценку, ведь они привыкли быть центром вселенной в семье и самыми-самыми для родителей. В школе каждый ребенок начинает понимать, что таких, как он, много, сравнивает себя с другими, и его самооценка меняется. Чем старше становятся ребята, тем больше среди них оценивающих себя адекватно. Конечно, встречаются школьники и с заниженной самооценкой, что гораздо хуже, чем с завышенной. Приходится искать, что лучше всего дается ребенку, чаще хвалить и тем самым создавать для него ситуацию успеха. Одна победа, вторая, и он начинает верить в свои возможности и по-другому себя оценивать.
– Какие вопросы чаще всего задают учащиеся и их родители?
– Спектр обращений очень широкий: различные конфликтные ситуации, эмоциональные и поведенческие проблемы учащихся, проблемы детско-родительских взаимоотношений, проблемы общения с противоположным полом у старшеклассников и отсутствия мотивации к обучению в начальных классах.
Недавно, например, обратился мальчик, который очень боялся выступать перед большим количеством людей. С этим мы справились быстро. Нужно было лишь показать ребенку, что его переживания нормальны и присущи всем. Я собрала класс и, не называя обратившегося ребенка, попросила каждого ученика высказаться, есть ли у него страх публичных выступлений и какие другие страхи он испытывает. Выслушав всех, мальчик понял, что ничем не отличается от одноклассников.
При решении психологических проблем приходится фантазировать, придумывать, включать интуицию. Нет учебника, где были бы описаны методы решения всех человеческих проблем.
– Не всякий ребенок решится излить душу психологу. Вдруг о его тайных переживаниях узнают посторонние люди?
– Используя опыт других, я ввела в своей гимназии форму анонимного психологического консультирования «Почта доверия».  Повесила в коридоре ящик и правила работы почты. Дети и родители могут изложить проблему на бумаге без указания авторства и опустить письмо в ящик. Я ежедневно беру корреспонденцию, готовлю письменные консультации и вывешиваю их на стенд в запечатанных конвертах, на которых ставлю время, указанное обратившимися, чтобы они нашли ответы. Если конверт попадет в чужие руки, понять, кто обращался к психологу, невозможно. В первых ответах зачастую содержатся вопросы, уточняющие ситуацию, завязывается переписка – не на любой вопрос можно ответить сразу.
– Многие дети не только осваивают общеобразовательную программу, но и  учатся в школах искусств, занимаются в спортивных секциях, различных кружках. Не лишаются ли они детства из-за перегрузок?
– Возможности каждого из нас безграничны. Существует такой парадокс: чем больше человек загружен, тем меньше он жалуется на недостаток свободного времени. Если есть желание и интерес, можно сделать очень многое. В нашей гимназии это понимают,  у нас огромное количество внеурочной деятельности. Ребенок должен развиваться многогранно.
– Некоторые считают, что приобретенные в детстве навыки могут в последующем привести к метаниям из одной профессии в другую. Помните, как раньше? Пришел человек на завод, и оттуда же его проводили на пенсию. Одна запись в трудовой книжке.
– Сейчас экономика слишком подвижная, рынок в одно мгновение может сделать невостребованными целые отрасли. Идеально – найти любимую профессию на всю жизнь, но не всегда это получается. В условиях безработицы люди хватаются за любую подвернувшуюся вакансию. И все же лучше искать любимое дело, чем из-за денег долгие годы заниматься тем, что тебе не приносит радости и в результате чего твоя личность не развивается. Работа должна приносить удовольствие!
– Все чаще высказываются мнения, что общество потребления поставило перед молодым поколением слишком высокую планку успешности — дорогой дом, автомобиль бизнес-класса, заграничные поездки, но средств достижения целей не дало, вследствие чего у молодежи растут недовольство собой и агрессивность.
– Я считаю, что человек гармоничный не будет считать успешностью перечисленные вами блага. Успешность – это семья, друзья, активная, деятельная жизнь, учеба, прочитанная книга, просмотренный фильм, прогулки на свежем воздухе... Я искренне в это верю, и в это верят люди, которые меня окружают. Мне даже жаль тех, кто поставил для себя в вершину пирамиды ценностей идеалы, имеющие свойство очень быстро проходить. Чуть зазевался, проглядел ситуацию на рынке или недооценил конкурентов, и от твоей «успешности», на которую потрачена большая часть жизни, не остается и следа.
– Браво! А где вы хотите работать после защиты кандидатской диссертации?
– Если раньше я грезила стать преподавателем в высшей школе,  то сейчас я уже не знаю, как ответить на этот вопрос. Может быть, буду совмещать практическую работу психолога с педагогической и научной деятельностью в вузе.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...