Поговорим, брат…
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Поговорим, брат…


В эти дни празднуется 55-летие начала телевизионного вещания в Курской области. В гостях у «ГИ» – Евгений ДОНЕЦ, шеф-редактор телеканала «Россия-24» в Курске. Многие горожане знают его по регулярным телеинтервью – интересным и по форме, и по содержанию.    
В 2000-м он пришел в поисках работы на ТАКТ. До этого занимался совсем другим делом, но случился кризис конца девяностых… В  телекомпании вынесли вердикт: стоит попробовать. Попробовал, проработал там три с половиной года, потом ушел в ГТРК и работает там уже 12 лет.
– Без всяких юбилейных дифирамбов считаю ГТРК первой среди равных в Курске, –  полагает Евгений Анатольевич. – По сути именно с нее начиналось курское телевидение. 55 лет – самый продуктивный возраст. Свое лицо, свои традиции… Да и оснащена компания сегодня весьма достойно.
– Каким темам отдаете предпочтение? Ведь вас знают не только по интервью, но и по фильмам. Скажем, «Возвращение» – об освобождении Курска в феврале 1943 года, или «Неизвестная Курская дуга».
– Уважаемый мною историк, профессор Коровин, нашел в архиве уникальную документальную пленку, и мне очень не хочется, чтобы ее обрабатывал кто-то другой. Уникальные, ранее неизвестные кинокадры... Этому в 2010 году предшествовал фильм «Неизвестная Курская дуга». Там присутствовала информация, которой в телевизионном формате в России никто не занимался. Но мой главный телевизионный жанр это все-таки репортаж. Есть событие, есть конфликт интересов, а того лучше — интрига.
– Волей-неволей и я стал участником действа, когда в телестудии вы мастерски беседуете с тем или иным человеком...
– В 2011 году пришлось взяться и за эту журналистскую ипостась. Именно тогда у нас появился новый канал – «Россия-24». Полчаса в день: новости, анонсы, бегущая строка. И минут пятнадцать – интервью. Веду не только я: Алла Ермолина, Светлана Герасимова и другие.
– Отдаю должное вашим коллегам – у каждого своя, узнаваемая манера беседы, но и среди них вашу ни с кем не спутаешь. Очень уважительная к собеседнику, но мягко заставляющая его быть начеку по отношению к вопрошающему. Как она сформировалась?
– Я с самого начала поставил для себя задачу отказаться от заранее заготовленных вопросов. То есть, не думать о следующем вопросе с твоей стороны и как бы сформулировать его «покрасивше». Когда держишь все это в голове или постоянно заглядываешь в бумажку, нет времени и возможности внимательно слушать собеседника.
– Как говорят на Востоке: «Повесьте свои уши на гвоздь внимания, слушайте и не говорите, что не слышали». Умение слушать там ценится гораздо выше, чем умение говорить…
– Вполне согласен с восточными товарищами. Тем более что Восток – дело тонкое. Получилось у меня не сразу. Постепенно учился быть раскованным и легким в эфире, быть органичным, как на собственной кухне.
– То есть, ключевое слово – импровизация?
– В каком-то смысле, но в разумных пределах. Самые интересные вопросы (а стало быть, и ответы) рождаются в процессе самой беседы.
– У вас, несомненно, получается быть профессионально органичным, а вашим собеседникам это по силам? Когда вопрошаемый зажат, то непринужденный ведущий только подчеркивает это качество своего визави…
– В том-то и заключается едва ли не самая главная задача – помочь собеседнику адаптироваться, выйти из состояния вполне объяснимого волнения и почувствовать себя как дома… Недаром говорится: ваш интервьюируемый – это ваше зеркало. Если после эфира вы вышли и пожаловались коллеге «Какой тугой и кондовый человек, как трудно с ним разговаривать», это ты сам тугой и кондовый, а не он. Безусловно, легче беседовать с людьми искусства, культуры, с журналистами. Сложнее всего разговаривать под телекамерой с человеком, который представляет то или иное ведомство. Понять его можно – давит ответственность.
– Какие темы (а стало быть, и собеседников) вы предпочитаете и вольны ли в этом выборе?
–  На мой взгляд, хорошо, если интервью к месту и к событию. Это как ложка к обеду. Скажем, в Курске что-то происходит или приехал кто-то, кого знает вся страна. Но и тут по-всякому бывает. К примеру, беседовал с композитором Григорием Гладковым. Помните: «А может быть ворона, а может быть собака…». Очень интересный человек, но не самый идеальный для интервью. Он явно пришел со своим пониманием формата и деталей предстоящей беседы и все время пытался его продвинуть.
Есть вечные темы. Скажем, краеведение, история Курска. Здесь я большой любитель и за пределами профессии. Отсюда уже в телевизионном формате часто беседую с историками и краеведами, причем без привязки к новой книге или к диссертации: разговор об истории не сильно нуждается в особых поводах.
– То есть, у вас каких-то ограничивающих рамок «о чем бы поговорить» нет?
– Никаких ограничений, кроме здравого смысла. Скажем, в свое время брал интервью у первого жителя Северо-западного микрорайона Курска. Он представлял только себя и вспоминал детали, которые не сохранились ни в каких официальных хрониках.
– А если беседа связана с насущной городской проблематикой? Это не создает каких-либо ограничений?
– Смущает лишь необходимость в этом случае ставить собеседника в неловкую ситуацию. Тут уже не до импровизаций. Он как минимум должен заранее знать об этом вопросе и сформулировать ответ. Никакой «фиги в кармане». То есть доброжелательность со стороны вопрошающего первична и в этом случае. Но от проблем-то никуда не денешься. Кто-то сказал: «Хорошо бы пожить в эпоху швейцарского телевидения. То есть, когда все спокойно, мило, обустроено и никаких конфликтов – даже местечковых. А самое громкое событие – пивной фестиваль». Очень хочется, чтобы у нас было именно так, но ведь не получится.
– Китайцы говорят, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. А у нас на дворе именно таковая. Но в то же время:
...Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир.
Но вернемся к основной теме нашего разговора: самые яркие воспоминания из ваших интервью?
– Скажем, беседа с директором (теперь уже бывшим – ред.) курского цирка Андреем Иофиным. Он рассказал некоторые вещи, о которых не принято говорить за пределами цирка. То есть – закулисье. О травмах, о том, каким трудом и потом приобретаются мастерство и легкость артистов… Или беседа с певицей Ириной Стародубцевой. Очень легкий и изящный в беседе человек. Она рассказывала об Испании, где выступала с гастролями, и о том, как там ценится то, что мы с вами относим к высокой культуре для «шибко умных».
– С кем бы из курян вы хотели поговорить в формате телевизионного интервью? Может быть, из ушедших времен. Сослагательное наклонение, скажем так.
– Допустим, с авиаконструктором Георгием Иосифовичем Гуревичем, с чьим именем мы встречаемся в обозначении самолетов линейки МИГ. С инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, которого считаю величайшим изобретателем всех времен. С Алексеем Григорьевичем Шуклиным – автором проекта Дома советов и многих других зданий Курска…
Если о современниках, то мечтаю найти человека, который бы в беседе по полочкам разложил все, что происходит сегодня в ЖКХ города Курска. Но понимаю, что это практически невозможно: каждый чиновник ответит за свой конкретный участок, умолчав о смежных. И у каждого найдется своя конкретная объективная «отмазка».
– На мой взгляд, у них даже преемственности нет. Перефразировав знаменитую французскую поговорку, скажем: «Председателя комитета ЖКХ сняли с работы, да здравствует председатель комитета ЖКХ». Однако это всего лишь возможность сослаться на ошибки и недоработки предшественника… Но опять к теме: будет ли в дальнейшем этот формат (беседа-интервью) меняться и развиваться?
– Есть робкие задумки, чтобы ведущий выступал еще и в амплуа модератора. То есть, многостороннее интервью с оппонентами. По сути, это уже ток-шоу, хотя этого слова не люблю.
– На ваш взгляд, есть ли будущее у ТВ при засилии Интернета?
– Будущее найдет нас само. Сколько ни прочили смерть театру, книгам и газетам – не сбылось.
– Какими вы видите своих зрителей? Кто они?
– Это в меру образованные люди от тридцати до пятидесяти чуть-чуть умнее меня. С расширением возрастных рамок в обе стороны.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...