Для маленьких болтунов
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Для маленьких болтунов


Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух лет.    
Любую маму, конечно, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок? Не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, и стоит ли бить тревогу, пока еще не поздно? Ответы на эти вопросы дала «ГИ» логопед детской поликлиники №6 Елена ЮКИНА.
– Необходимо в первую очередь наблюдать за ребенком и обращать внимание на его поведение, – отметила Елена Ивановна. – Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться со взрослыми и другими детьми? Также следует обратить внимание, хорошо ли понимает ребенок обращенную к нему речь. Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? Нужно выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет!
Если вы видите какие-то отклонения, обязательно нужно провести обследование, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.

Срочно к логопеду!
К специалисту необходимо обратиться, если:
– Необходимо быть очень внимательным к развитию ребенка, особенно в раннем возрасте, – отметила Елена Ивановна. – Чем быстрее проблема будет обнаружена, тем раньше удастся ее решить и исключить или уменьшить нежелательные последствия нарушений речи. Человек в любом возрасте чувствует неловкость за дефекты речи, поэтому помогите своему чаду избежать их, тогда он будет вам чрезмерно благодарен!

Советы родителям
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый должен быть действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка.
– Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея или выставки, – посоветовала логопед.
2. Рассматриваете ли вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение – это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в рассказе.
– Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку, – продолжила Елена Юкина. – Не забывайте играть с детьми в  несложные игры: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду»...
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития речи ребенка. В детских книгах можно встретить множество игр на развитие словарного запаса, разговорной речи дошкольников. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые, сложные, непонятные  слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя.
– Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической, – отметила Елена Ивановна. – Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
4. Не торопитесь все рассказывать и объяснять сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и научиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Если что-то не сделано к сроку – значит упущено! Если ребенку в дошкольном возрасте не «поставить» звуки, потом начнутся проблемы, что в дальнейшем может привести к нарушению письменной речи. Если до пяти лет ребенок не начал говорить, то, к сожалению, согласно статистике, его речь уже не сможет сформироваться нормально. Если малыш не заговорил до семи лет – он не заговорит и после. Есть родители, которые, обнаружив проблему, вместо того чтобы срочно принимать меры и начинать занятия,  подолгу собирают информацию и надеются на чудо. В результате к пяти годам оказывается, что важный момент уже упущен.
– Если у ребенка обнаружены речевые проблемы – не отчаивайтесь! Сосредоточьтесь, возьмите себя в руки, вникните в проблему и начните активно ее решать, – пожелала мамам и папам Елена Юкина. – Знайте, что процесс развития речи у вашего ребенка можно превратить в увлекательное занятие, о котором вы вместе потом будете вспоминать как о чем-то очень добром и светлом. Получайте удовольствие от занятий с логопедом, и тогда результат не заставит себя долго ждать!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...