Леонид Винцкевич: Музыке нужно пространство
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Совсем недавно центр Курска сравнивали с Венецией, глядя на выставленные в соцсетях фото с затопленными автомобилями и переплывающими улицу горожанами. И вот опять такой же ливень – стеной, водопадом. Разве кто отважится провести вечер на Театральной площади? Звоню Леониду Винцкевичу. «Дождь заканчивается, и концерт состоится, разве что начнем на 30 минут позже, чтобы люди успели подтянуться», –  бодро отвечает он.    
Совсем недавно центр Курска сравнивали с Венецией, глядя на выставленные в соцсетях фото с затопленными автомобилями и переплывающими улицу горожанами. И вот опять такой же ливень – стеной, водопадом. Разве кто отважится провести вечер на Театральной площади? Звоню Леониду Винцкевичу. «Дождь заканчивается, и концерт состоится, разве что начнем на 30 минут позже, чтобы люди успели подтянуться», – бодро отвечает он. В прогноз Винцкевича верю с трудом, но выхожу из дома. И что бы вы думали? В холодный и сырой вечер под козырьком драмтеатра вдохновенно играют музыканты, и ни одного свободного пластикового кресла в импровизированном зрительном зале. Это ли не показатель любви курян к жаркому джазу Винцкевича? Мы встретились с Леонидом для интервью, и он вновь удивил – теперь уже своей энергией и по-юношески быстрыми, пружинистыми движениями – когда бросился протирать стулья в репетиционном зале. Футболку, джинсы и кеды на босу ногу надеть в 66 лет может каждый, а вот чтобы так изящно расправляться с пылью… Держа в голове кризис, взлетевший курс доллара и предстоящие траты на фестиваль «Джазовая провинция», прошу Леонида рассказать о самых трудных моментах в его творческой жизни. – В 1986 году я получил приглашение в Голландию на джазовый фестиваль Северного моря, в котором участвовали 800 суперзвезд джаза от Майлса Дэйвиса до Рея Чарльза. Чтобы попасть туда, нужно было пройти колоссальный отбор. Парадокс в том, что получить разрешение на выезд за рубеж оказалось намного труднее. Оформление загранпаспорта затянулось на полгода, и до последней минуты поездка была под вопросом. Сейчас страна сделала огромный шаг вперед. Понятно, что дикий капитализм – ничего хорошего, но появился хоть какой-то выбор, хоть что-то стало зависеть от тебя. В 1986 году все решения принимали за нас. Советские джазмены выступили в первые два дня, а третий день фестиваля нам дослушать не дали. Рано утром подняли, и – в аэропорт. Боялись, что кто-то останется. Люди тратят огромные деньги, чтобы ездить по миру и учиться у настоящих мастеров, а тут организаторы готовы были бесплатно предоставить гостиницу, питание... – Когда вы испытали самый острый момент отчаяния? – В годы перестройки музыкальную нишу захватили полуобнаженные девицы, как рыбы открывающие рты под фонограмму. Артисты филармонии, посвятившие себя классической музыке, оказались невостребованными. Я, к примеру, вырос в семье, в которой было четверо детей. Двое старших ходили в музыкальную школу. На меня у родителей денег уже не хватало, поэтому заниматься музыкой с профессиональным преподавателем я начал поздно – с 5 класса. И вы понимаете, каких усилий это стоило семье? В доме были только кровати, два пианино и рояль – музыкальный трон. Дальше – музучилище, консерватория, работа в филармонии. И вдруг мы попадаем в рынок, в котором настоящее искусство стало невозможным, поскольку оно связано не только с обязательным наличием таланта у исполнителей, их ежедневным изнуряющим трудом, но и крупными затратами, предполагающими государственное финансирование. Кое-что из прошлого века надо было сохранить. Тотальный отказ от всего советского обрубил корни многому хорошему. – Как вы нашли выход из столь незавидного положения? – Учился у других. Ролан Быков был в числе первых, кто пришел к выводу, что нужно иметь прибыльный бизнес в какой-либо сфере, чтобы быть независимым в искусстве. Если у музыканта нет денег, он не может сделать и полшага, не говоря уж об организации гастрольного тура. Реклама, транспортные расходы, гостиница, питание – ни один человек, окончивший консерваторию, не может себе этого позволить. И потом – ты должен быть сам себе продюсером. Все выдающиеся российские джазмены Алексей Козлов, Давид Голощекин, Игорь Бутман, Георгий Гаранян – это люди, которые помимо музыкальных способностей имели продюсерский талант, и последнее, может быть, даже важнее. – После окончания консерватории вы приехали в Курск, и, насколько я знаю, отец сказал вам: «Зря, сынок, ты это сделал. Из Курска в большую музыку не пробьешься». И вот вы – основатель всемирно известного фестиваля «Джазовая провинция». Как к вам пришла эта счастливая идея? – Если бы я не участвовал в фестивалях джазовой музыки в 1986 году в Голландии и в 1989-м в Америке, я до сих пор был бы ущербным человеком. После российских реалий для меня стало откровением, что джаз может собирать такое количество людей. Представьте себе в штате Айдахо, в пяти часах лета от Нью-Йорка, крошечный университетский городок Moscow с 25 тысячами жителей. И в нем в течение четырех дней проходят четырехчасовые вечерние концерты, собирающие от 7 до 10 тысяч зрителей. Кроме того, в дневное время музыканты, выступившие в основной фестивальной программе, дают мастер-классы в 15 залах, в каждом из которых от 300 до 2000 посадочных мест. Заполнено все! Понятно, что это не только жители американской Москвы. Фестиваль привлек к себе любителей джаза со всей Америки и Канады. А как иначе, если в одной точке земного шара собрались все звезды этого жанра и невероятное количество молодых исполнителей? Превосходная акустика и великолепные профессиональные музыкальные инструменты... По возвращении домой мне не давала покоя «наглая» мысль: если американцы смогли сделать такой фестиваль в маленьком университетском городишке, то почему бы нам не организовать что-то подобное в Курске? Способностей к руководству у меня не было. Я – профессиональный музыкант и ничем, кроме музыки, в своей жизни не занимался. У меня не было амбиций кого-то отчитывать за опоздания, писать приказы и распоряжения вообще не моя история. Спасало то, что предстояло работать с командой единомышленников, ведь каждый фестиваль – это долгожданная встреча с коллегами по цеху, которых любишь и успехам которых радуешься. Я обратился за помощью к директору фестиваля в США Линну Скиннеру и теперь очень многим ему обязан. Он рекомендовал меня американским музыкантам, дал гарантии. Это немаловажно, ведь наш фестиваль до сих пор проводится по звонку, и нам надо гордиться тем, что ни один участник не отказался приехать во второй и третий раз. Начинали мы с Михаилом Скрипкиным и Игорем Головиным с организации «Джазовых вечеров», которые проходили в Курске, Орле и Белгороде. Здравый экономический расчет не позволил бы привезти музыкантов из Нью-Йока только для выступления в нашем городе. Потом меня познакомили с Дмитрием Пиорунским, который спустя год или полтора стал президентом Российского фонда культуры. В 1997 году нам с Дмитрием удалось превратить курское детище в федеральный проект «Джазовая провинция». Это позволило в течение четырех лет получать дотации и хоть что-то планировать. Остальные 16 лет фестиваль находится в свободном плавании – по принципу «с миру по нитке». – Разве сейчас «Джазовая провинция» не является бизнесом, который дает прибыль? – Нет, конечно! Мы далеки по прейскурантам от поп-исполнителей. Если их концерты обходятся горожанам в 2,5-3 тысячи рублей, то мы даже в этом году не задираем цены: по 1000 рублей стоят места в двух рядах, остальные – еще ниже. «Джазовая провинция» не окупает себя кассовым сбором, поскольку ни один серьезный проект в сфере искусства не может существовать без поддержки государства. Источники финансирования фестиваля — дотации, спонсорская помощь, а основная материальная поддержка поступает от комитета по культуре Курской области. Я бесконечно благодарен губернатору Александру Михайлову, мэру города Курска Николаю Овчарову и совету фестиваля за поддержку. Что касается спонсоров: в некоторых странах благотворительная помощь, направленная на цели культуры, исключается из налогооблагаемой базы. У нас таких положений в налоговом законодательстве нет. Просто бизнесмены понимают, что не хлебом единым жив человек, и огромное спасибо им за это от всей многотысячной аудитории фестиваля. – Получается, ключевую роль в организации фестиваля играет ваше умение убеждать? – Отчасти. Приходится наступать на горло собственной песне, поскольку финансовые проблемы фестиваля забирают очень много времени, энергии и сил, а творческие задачи решаются в последний момент. Сын Николай смотрит и говорит: «Я не знаю, как ты делаешь фестиваль и как берешь на себя такую ответственность». Иногда обязательства перед музыкантами превышают мои возможности. Я осознаю эту проблему и пытаюсь умерить свой пыл. Если я был бы один, мог бы продать квартиру, инструменты, чтобы расплатиться, но у меня семья, и я должен о ней помнить, когда бросаюсь с головой в омут. В прошлом году у нас возникли колоссальные трудности. Когда планировали фестиваль, доллар стоил 32 руб, а к окончанию выступлений – в два раза дороже. Слава Богу, мы рассчитались по долгам, а ведь могло сложиться так, что выплачивал бы до конца жизни. – Нет ли проблем с организацией очередного фестиваля «Джазовая провинция» в связи с изменившейся политической обстановкой ? – На сегодняшний день ни одно посольство не отказало в визе, ни один музыкант не отказался приехать по политическим соображениям. В том, что происходит в политике, заинтересованы единицы. Всем остальным не нужен мир, заполненный танками. Пусть лучше будет больше роялей, скрипок, контрабасов. Для музыки нужно пространство, и я счастлив, что Россия перестала быть закрытой страной. Несмотря на санкции у нас плотный гастрольный график по странам Европы. Недавно вернулись из Англии, где побывали на ряде фестивалей и записали музыку в составе трио: я, сын Николай и английский контрабасист Стивен Кершоу. Пластинка выйдет в конце года. В ноябре прошлого года сын получил престижную европейскую премию имени Майлса Дэйвиса. Вот так музыкальный мир реагирует на санкции (смеется). Если говорить о проблемах, то об экономических: дотации норвежского, голландского и других посольств в этом году значительно сократились. И это связано не с негативным отношением к нашей стране, а с тем, что из-за санкций Европа потеряла значительную часть доходов от экспорта и, соответственно, урезала финансирование культуры. – И когда ждать курянам в этом году джазового праздиника? – 9 октября в Курске стартует юбилейный, 20-й фестиваль «Джазовая провинция». К его открытию я приготовил зрителям приятный сюрприз – выступление известной группы Headhunters с выдающимися музыкантами Дональдом Харрисоном, Майком Кларком, Биллом Саммерсом, Стивеном Гордоном и Реджи Вашингтоном. До сих пор не верю, что мне удалось их заполучить (смеется). Фестиваль охватит 10 городов Центрального Черноземья, а закончится джазовая феерия опять в Курске – концерты будут проходить с 31 октября по 4 ноября. – Леонид, в заключение вспомните самые счастливые моменты вашей творческой жизни. – Самые счастливые часы я провожу здесь – в репетиционной комнате. Если убрать процесс творчества, теряет смысл все остальное.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...