Анатолий Петрик: «Музыка – моя жизнь!»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


– Без нее никуда, – признался накануне 75-летия корреспонденту «ГИ» талантливый курский скрипач, педагог ДШИ №4 и артист оркестра Курской филармонии  Анатолий Петрик, бережно вытаскивая из футляра подругу-скрипку, с которой он объездил всю Европу, Америку, Африку и Китай.    
Особым достижением Анатолий Иванович считает участие в фестивале симфонических оркестров мира, где  работал под руководством Валерия Гергиева.  И там его любимица была с ним.
– Я ее чувствую, – признался юбиляр. Из-под смычка полилась бархатная мелодия. Одно резкое движение руки, и воздух пронзили гневные нотки. Да, скрипка может быть и такой. Она разная и так сложно понять ее суть...
Постигать суть самого трепетного инструмента Анатолий Иванович начал в детстве, когда отец Иван Васильевич, учитель по образованию, поставил его перед фактом: «Будешь музыкантом!».
Отец любил уединиться в комнате, слушая Чайковского, Римского-Корсакова и Моцарта.
– Он настолько любил скрипку, что даже пытался сам ее смастерить, – вспоминает Анатолий Иванович. – Не помню, что из этого получилось, но работал над ее созданием он очень долго и кропотливо...
Мать Надежда Гавриловна, по образованию тоже педагог, работала в библиотеке Курского музыкального училища. Туда, к суровому, но хорошо известному в музыкальных кругах Ивану Слабакову и привели родители маленького Толика.
– Тогда преподаватели искали, как они говорили, «искру Божью» в детях, – улыбается Анатолий Иванович.
Мальчику повезло: «искра» в нем была.
– Да, решение отца было определяющим, но и мне самому нравилась музыка, я понимал – это мое, – признался Анатолий Иванович.
После занятий Толя  с друзьями задерживался в училище допоздна. Туда часто приезжали известные музыканты: Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах... Встречи с этими людьми были невероятным событием!
– Мой педагог умер, когда я учился на втором курсе музыкального училища. Для меня это была большая трагедия! – вспоминает Анатолий Иванович.

Услышь голос!
Юного скрипача, подающего большие надежды, перевели в музыкальное училище при Саратовской консерватории к Науму Гольденбергу.
– Прожил там три года, но каких! – заметил Анатолий Иванович. – Атмосфера творчества и свободы давала ощущение, что море по колено и мы можем сыграть все что угодно. Однако получить пятерку у строгих педагогов было сложно. Играть нужно было с душой, а еще, как говорил Гольденберг, «иметь огонь в сердце». Этот внутренний огонь настолько жег изнутри, что времени едва хватало на сон. Мы либо играли, либо думали о произведениях, либо слушали музыку, либо ходили в театр. То есть постоянно «варились» в мире музыки. В Саратов приехало тогда известное трио: Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий и Лев Оборин. Мы помогали носить музыкантам инструменты и очень этим гордились.
Наум Гольденберг был учеником Давида Ойстраха. После концерта Наум Абрамович  познакомил Ойстраха с учениками. Давид Федорович попросил кого-то из ребят сыграть  на скрипке, а потом сам сыграл ту же вещь на этом же инструменте. Скрипка в руках  мастера зазвучала божественно. В этом и заключается волшебство – умение найти внутренний голос инструмента и вызвать его наружу...
Завершилась учеба в училище. Гольденберг посоветовал лучшему вопитаннику-курянину поступить  в Московскую консерваторию. Одним из последних испытаний в Саратове стал концерт, в котором Анатолий Петрик принял участие, сам того не желая.
– Пришел на концерт как зритель, а мне говорят: «Будешь подыгрывать!», – вспоминает Анатолий Иванович. – Играли тогда «Половецкие пляски» Александра Бородина. Технически я был на уровне, но оркестровая игра – это ведь совсем другое. Тем более концерт на публике. Было страшно, но я сыграл...

Шостакович – благодарный слушатель
Оказавшись перед массивной дверью Московской консерватории, Анатолий Петрик слегка растерялся. С афиш на юношу смотрели великие музыканты, на концерты которых он так любил ходить в Курске. «Куда ты идешь...», – пронеслось в голове. Поборов  робость, он открыл дверь в храм большого искусства.
Петрика взяли на кафедру Дмитрия Цыганова.
– Было очень странно: молодые люди, игравшие концерты Паганини и Брамса, так и не попали в консерваторию, – до сих пор удивляется собеседник. – Позже мне объяснили: профессорский состав консерватории оценивал молодых музыкантов с точки зрения перспективы.
Желание постигать новое и огромный талант – вот что  увидели мэтры консерватории в Анатолии Петрике.  Затем были годы учебы... Одно из самых  ярких воспоминаний – игра произведений Шостаковича для самого маэстро:
– Мы собрались в квартетном классе, когда педагог нас предупредил: «Будете играть мэтру». Для нас это было событие! Мы так старались. Шостакович оказался благодарным слушателем и даже поаплодировал исполнителям. При консерватории по просьбе министерства культуры на месяц был создан оркестр, куда пригласили дирижировать  Игоря Маркевича – музыканта с мировым именем. Выходец из России, Игорь Борисович в то время жил и работал во Франции.  Но согласился принять участие в такого рода курсах для дирижеров.  Это была грандиозная школа, мы работали с выдающимися дирижерами, среди которых был и сын Дмитрия Шостаковича – Максим.

Владею языком... Музыкальным
Из консерватории нашего героя призвали в армию, после которой он решил ехать учиться к выдающемуся скрипачу Михаилу Фихтенгольцу. Тот преподавал в Гнесинке.  Жил в комнате с выдающимися мастерами скрипки – Юрием Почекиным, Владимиром Московским. После Гнесинки  предстояла работа в Алжире. Тогда у СССР было налажено тесное сотрудничество с арабским миром.
– Каким языком владеете? – спросили у Анатолия Петрика.
– Музыкальным...
– Срочно учите арабский!
Учить пришлось недолго. Товарищ из министерства культуры направил Петрика солистом филармонии во Владимир, где планировалось создать большой симфонический оркестр.
– Много играли, летали с музыкантами на «кукурузниках» из одного города в другой, – вспомнил Анатолий Иванович. – Там я нашел свою супругу – Верочку.
С ней переехал в родной Курск. Родились дети: сын и дочка.

Подарок судьбы
Работая в оркестре Курской областной филармонии, Анатолий Иванович получил приглашение, которое посчитал подарком судьбы. В 2008 году в Колонном зале Дома Союзов должен был состояться третий фестиваль симфонических оркестров мира. В программе – громкие имена. Россию должны были представить Ростовский симфонический оркестр и Объединенный российский симфонический оркестр,  дирижировал которым Валерий Гергиев.
Анатолий Петрик – единственный курянин, который вошел в состав объединенного оркестра. Отбирала претендентов специальная комиссия. Но проверял на соответствие лично Гергиев.
– Оркестр – это единый, органичный механизм, в котором каждый должен играть свою роль, своевременно и четко, – рассказал Анатолий Иванович. – Мы должны были исполнить симфонию №6 Алексея Рыбникова. Произведение, где играют по блокам — блок виолончель, блок духовых... И в каждом должен быть лидер. Наша первая репетиция состоялась в половину одиннадцатого вечера. Гергиев прилетел на собственном самолете с международного фестиваля и сразу – к нам.
А в полдевятого утра опять на репетицию. И снова лилась музыка, а маэстро был в центре...
– Он дирижирует – как гипнотизер завораживает своим умением чувствовать музыку, передавая ее содержание и настроение. Оркестр — более ста музыкантов – подчинялись его воле. Работа с великим дирижером — счастье и бесценный опыт.

Об улочках Парижа и любимых учениках
Вместе с нашим камерным оркестром и симфоническими оркестрами Курска, Воронежа и Ульяновска Анатолий Петрик побывал в Европе, Америке, Африке и Китае. Встречался с известными людьми.
Показывая фотографии, он вспомнил всех иностранных друзей, которые принимали курских музыкантов у себя дома:
– Франция. Провинциальный городок, как наш Курск. Необыкновенно уютный домик и витражи, сделанные руками приветливой хозяйки. В семье Буке показали реликвию – скрипку, на которой играл дедушка. Еще один французский городок Кальмар, там Владимир Спиваков проводит свои фестивали. Маленький, но очень уютный город, жители которого знают имена всех русских музыкантов-классиков.  А на улочках Шпайера играли Чайковского. Для нас и жителей города это был настоящий праздник! ...А на этой фотографии правнук из Америки самого Римского-Корсакова. Он не играет, но обожает классику.
Сегодня Анатолий Иванович работает в оркестре при областной филармонии, преподает в ДШИ №4. У него много наград, грамот, нагрудный знак «За  достижения в культуре». Но главным достижением он считает своих учеников (их больше 50), которые вслед за мастером считают музыку смыслом жизни:
– Александр Лубов, например. Он был лучшим моим учеником в Курском музыкальном колледже. Окончил институт имени Гнесиных. На него и там не нарадовались. Был у меня в учениках Николай Чечиков. В свои 11 лет играл серьезнейшие произведения. Музыка лилась у него из сердца... Он стал лауреатом первой премии международного конкурса «Виртуозы XXI века».
– Вы, как и ваши великие педагоги, ищете искру в своих учениках?
– Если есть талант, надо обязательно его развивать. Ребенок должен осознавать, чему он собрался посвятить жизнь. Если есть любовь к искусству, стремление понять музыку, значит все достижимо!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...