Как «приручить» машину
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Рычащий мотор, бешеная скорость и чувство адреналина в крови... Ну какой русский не любит быстрой езды? А руководитель Центрального автомотоклуба Владимир Храпач не просто любит, он учит этому других.    
Он уже давно «приручил» машину и передает тонкости автодела в собственной школе каскадеров.
– Не нужно бояться машину, ее нужно понимать, – заметил Владимир Николаевич и нажал на газ...
Мальчишкой он целыми днями пропадал во Дворце пионеров. Тогда там работала экспериментальная лаборатория микроавтомобилей – школа картинга, где ребята не просто гоняли с ветерком, но и помогали старшим с ремонтом и переоборудованием.
– Как-то принесли двигатель от минского мотоцикла, мы его поставили, и такая машина получилась – просто зверь!
В те времена мальчишки мечтали стать космонавтами, спортсменами, летчиками... Но Володю звала романтика дорог.
– После школы предстояло поступление в железнодорожный техникум, – рассказал Владимир Николаевич. – Как назло, в день консультации по математике родители на «копейке» уезжали к родственникам. «Копейка» тогда считалась очень крутой машиной. Пришлось пожертвовать консультацией ради того, чтобы ею порулить. Это того стоило!
Был у Владимира друг детства Алексей. Он-то и предложил сделать машину своими руками.
– Долго пришлось упрашивать отца купить нам инвалидную мотоколяску, – вспоминает собеседник. – Как только заполучили ее, стали экспериментировать: усовершенствовали колеса, поставили  мотор от мотоцикла, переделали  кузов, ходовую, покрасили – получился небольшой автомобиль. Где взяли материалы? Мы жили в районе АПЗ-20, а там на свалках было  много всякого добра.
Вместо номера на машину приделали надпись – «Проба».
– Носились на ней по району,  у меня уже были права на  мотоцикл, – говорит Владимир Николаевич. – Остановили раз милиционеры: права и машину пытались отобрать. Но все разрешилось благополучно.
Храпач закончил училище №1, получил водительские права и, отслужив в армии в войсках связи, вернулся домой.
– Хочу гонять на машине! – определился с выбором Володя и  стал приближаться к заветной месте.

Погоняем?
Владимир устроился на работу в таксопарк, записался в автоклуб при облпотребсоюзе. Правда, гонять на спортивном ВАЗ-21013 пришлось недолго: наступили 90-е и все развалилось. О любимом деле пришлось забыть надолго.
Шли годы, Владимир обзавелся семьей, родился сын Андрей. Только через 11 лет, когда привел его в секцию мотокросса при ДОСААФ, вновь «загорелся» давней мечтой. Стал ездить на авто- и мотосоревнования, но пока в качестве зрителя. Встреча на состязаниях по автокроссу в Крутом Логу со спортсменом Владимиром Алешиным стала решающей.
«Ну что, нравится? А давайте погоняем?», – предложил спортсмен.
– Мы долго с ним общались, он поделился секретом, как сделать настоящий спортивный автомобиль, – рассказывает Владимир Николаевич. – И это оказалось не так уж сложно. С сыном приступили к делу. Купили старенькую «копеечку» и превратили ее в спорткар.  Поехали на гонки в Липецк. Сердце радовалось, что снова занят любимым делом.

Автомобиль умеет танцевать!
Втянул в автодело сына Андрея и 16-летнюю дочь Наталью. Как ни ворчала жена Татьяна, пришлось ей смириться. Позже отец и сын создали Центральный автомотоклуб, в котором сейчас занимаются профессионально не только парни, но и девушки.
– Раз, два, три. Поехали! – командует тренер, и машины вырываются вперед.
Владимир Николаевич вместе с воспитанниками сейчас занимается при курском картодроме.
– В чем «изюминка» спортивной машины?
– В первую очередь она должна быть безопасной. Под кузовом крепится металлический каркас из труб определенного диаметра. Даже если  машина перевернется, каркас защитит спортсмена. Анатомическое сидение, на котором предусмотрено четыре ремня безопасности, не дает выпасть в случае ЧП.
– А в плане технических характеристик?
– Существуют определенные требования – на ВАЗ мотор «Феррари» никто не разрешит поставить. Хорошие результаты должны достигаться за счет мастерства и быстрой реакции.
– Опишите свой автомобиль...
– Вот он. Это ВАЗ–2106, сделал каркас, поставил сиденья, ремни, доработал подвеску. У каждого спортсмена – свои хитрости.
Занимались отец с сыном автоспортом, а потом решили всех удивить и поставить настоящее каскадерское шоу.  Начали с малого – собрали автомобиль, который ездит на двух колесах.
– Машину на два колеса можно поставить, но только на большой скорости. Для этого трюка сделали специальную стойку, пятое колесо, благодаря ему машина на крышу не переворачивается. Пришлось поколдовать над двигателем и подвеской.
Спросите, кто первый сел за руль такого авто? Конечно, Владимир Николаевич.
– Сначала трудно было понять, как им управлять, – признался гонщик. – Каждый трюк требует немало времени и упорного труда.  Сын научился ездить на двух колесах в прошлом году.
Танцующий автомобиль «Ока» – гордость курских каскадеров, без его танцев не обходится ни одно шоу. В чем его секрет? Им должны управлять два человека – в салоне два руля с левой и правой стороны. Левый управляет передними колесами, правый – задними. Если задействовать все колеса одновременно, получается танец. Его освоила дочка Наталья. В паре с еще одним юным спортсменом Андреем Григорьевым они не раз срывали аплодисменты.  
– Какой трюк самый опасный?
– Все! Автомобиль непредсказуем и может в любой момент учудить... Каскадер – в постоянной работе и напряжении. И решение ему нужно принимать мгновенно. Допустим, взрывается колесо, машина теряет управление, нужно рассчитать расстояние до зрителей, учесть, есть ли препятствие. При боковом скольжении, если машина упрется в бордюр, она может перевернуться. А трюк нужно закончить достойно, чтобы и зрители не разочаровались, и все живы остались.
Только представьте: прыжок с крыши одного автомобиля на другой на скорости 70 километров в час! Каскадеру страшно в любом случае, водитель переживает не меньше – он резко затормозит, и трюкач вылетит на дорогу.
В каскадерской  команде сейчас – девять человек, и в их копилке 19 трюков. Пока...
Владимир Николаевич доволен воспитанниками, да и жизнью в целом, ведь мечты сбылись: он занимается любимым делом!  И в этом его поддерживает семья.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...