В военном воздухе суровом…
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В военном воздухе суровом…


…Грохотали снаряды, свистели пули, проносились над землей «летающие крепости» – самолеты ИЛ-2. На одном из таких сражался на Курской дуге сержант Михаил Ульянов.    
Долгая жизнь за его плечами наполнена событиями (родился Михаил Иванович в 1919 году), и самое масштабное, самое памятное и горестное – война.
До войны Ульяновы жили в Ленинградской области дружной крестьянской семьей: родители и пять сыновей. Повзрослев, Михаил поехал учиться в Петрозаводский педагогический институт – хотел преподавать естествознание и географию. Однако жизнь распорядилась иначе: выпустился в сорок первом году – и сразу на фронт, куда забирали и ребят, и учителей.
С первых дней войны Ульянова направили в Ленинградское авиационно-техническое училище, откуда он вышел сержантом и принялся обучать солдат – не географии с биологией, а премудростям воздушного боя.
– И когда начали готовить Курскую битву, – вспоминает Михаил Иванович, – меня вызвали под Тулу: там, в селе Хомяково, организовали 948-й штурмовой авиаполк. Были летчики-стрелки, штурмовые, солдаты. И с Кавказа были, и с Волги, и со Средней Азии… Летали на штурмовиках ИЛ-2. Немцы так их боялись, что прозвали «бетонным самолетом», «летающей крепостью», «черной смертью».
Прозвали так за живучесть: солдаты порой удивлялись, как с ужасными повреждениями  ИЛ-2 еще держится в воздухе. И вооружен самолет был здорово: два тяжелых пулемета ШКАС, рассчитанных на 1500 патронов, и две пушки. На Курской дуге впервые сбросили противотанковые бомбы – ПТАБы, по 400 штук с каждого ИЛ-2. Вылетали наши летчики группами по десять самолетов: бомбы неслись на врага тучами.
Управлять таким самолетом непросто. Ноги дрожали – не от страха перед врагом, а от напряжения.
Свою первую битву Михаил Иванович помнит хорошо – это было взятие Орла:
– Десять штурмовиков полетели в Орел – ни один не вернулся. Не осталось ни самолетов, ни летчиков, ни стрелков. Потом мы вылетели. Как много самолетов было! Приходилось стрелять и гадать: попал или нет? Победили, взяли Орел. Бог помог – я остался, но многие товарищи погибли. Нам всем по сто граммов дали. Я не пил никогда раньше, отказывался, а тут взял. И остальные тоже выпили, плакали. Из Москвы прилетели генерал, полковник – подходили к столам,   поздравляли нас и успокаивали...
После наш герой уже сражался на Курской дуге:
– В ночь перед Курской битвой спать не хотелось никому. На рассвете построились как на подготовке, но полетели в настоящий бой – бомбить вражеские аэродромы. С первого захода бомбами их осыпали, со второго – пустили в ход реактивные снаряды. Вернулись – открыли залп из пушек. Земля внизу гудела: горели немецкие танки, взрывались склады с боеприпасами. Враг такого не ждал.
Бережно хранит Михаил Иванович награды военных лет: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Не только полетам и сражениям место на войне: с теплотой Михаил Иванович вспоминает фронтовых друзей.
– На фото – я и мои товарищи, – показывает он. – Я механиком был, они – мастерами. Они не воевали, но без них мы не справились бы: они готовили самолеты к бою, следили, чтобы пушки были заряжены, бомбы были подвешены, оружие хранилось в чистоте и порядке. Никакой любви у меня на войне не было, а дружили крепко – на фронте без дружбы никуда.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...