К математике – особый интерес
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В последнюю неделю октября в Курске прошел  форум «Современное математическое образование: состояние и лучшие практики развития». Наш корреспондент побеседовала с одним из его участников, доцентом кафедры естественно-математического образования Курского института развития образования Марией Чаплыгиной.    
– Мария Евгеньевна, бытует мнение, что математические знания, полученные в школе и вузе, остаются невостребованными, поскольку в большинстве профессий хватает умения делать элементарные вычисления...
– 1200 лет назад при Карле Великом была издана книга «Задачи для изощрения ума», которая содержала известную до сих пор задачку про волка, козу и капусту, которых крестьянину надо переправить на другой берег реки, при этом в лодке одновременно могли находиться только он и один из трех его грузов. Скажите, в какой профессиональной области не пригодятся натренированные таким образом мозги?
Роль математических и естественных наук в укреплении экономики и военной мощи страны государственные правители поняли очень давно.  Еще триста лет назад, в 1701 году, по указу Петра I в Москве была создана Школа математических и навигацких наук. Все последующие технологические прорывы, совершенные Россией, во многом были основаны на высоком уровне развития математики и точных наук. Без вклада выдающихся математиков не было бы ни всплеска развития промышленности в 30-е годы прошлого века, ни разработок нового оружия в годы Великой Отечественной войны, ни покорения космоса.
– Преподавание математики попало в зону повышенного интереса государства, потому что без качественного математического образования невозможно поднять производство?
– Да. Пару десятилетий назад государство и общество стали недооценивать значение математики. В результате вузы подготовили массу специалистов-гуманитариев, юристов, экономистов, артистов, которые не могут найти работу по профессии.
В 2012 году президент РФ взял курс на «новую индустриализацию», поставив перед правительством задачу к 2020 году модернизировать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Для этого нужны научные, инженерные, рабочие кадры. Как никогда стала актуальной проблема обороноспособности, а сейчас в армию приходят молодые люди, которые не могут освоить современную технику, а иногда и читают с трудом.
В 2013 году была разработана Концепция развития математического  образования в РФ, в которой красной нитью проходит мысль о том, что «нет детей, не способных к математике»,  просто каждому ребенку нужна своя математика. Поэтому  предполагается    введение в школах трех уровней преподавания математики – математика для жизни, математика для профессии и математика как наука.  
– Но ведь для прорыва в математике нужны  и соответствующие кадры...
– На курском форуме поднималась эта проблема, поскольку в нашем регионе проблема математических кадров стоит остро. Выпускников физмата КГУ крайне мало, и работать по профессии идут далеко не все. Сейчас в   школах области средний возраст учителя – 56 лет, очень мало педагогов-мужчин. Такая же ситуация и в целом по стране. Основная причина невостребованности профессии преподавателя математики кроется даже не в оплате труда, которая в последнее время вполне конкурентноспособна, а в высокой трудоемкости работы и в разы возросшей ответственности.
В советское время высокий коэффициент трудовых затрат учителей математики учитывался, и их нормативная нагрузка на ставку была ниже, чем у преподавателей других учебных предметов. Концепция предполагает пересмотреть систему оплаты труда учителей математики, ориентируясь на  советский и зарубежный опыт.  
– Что даст форум школьным учителям математики?
– Форум был направлен на решение практических задач.  Учителя математики получили ответы на интересующие их вопросы непосредственно от руководителей образования области, начиная от материально-технической оснащенности кабинетов до работы с разными категориями детей, в том числе с детьми-инвалидами.  
Педагоги поделились опытом работы по реализации Концепции развития математического образования. На восьми районных стажировочных площадках, куда съехались представители всех муниципальных образований области, прошли мастер-классы, семинары, открытые уроки, внеурочные занятия. Состоялись конкурсы детских научно-исследовательских работ и профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». А самое главное –  каждый участник форума почерпнул новые знания и получил  заряд вдохновения, без которого невозможна работа с детьми.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...