Школьное насилие
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Школьное насилие


Насмешки, ругань и хамство в школе становятся причиной психологических травм. Как противостоять школьному насилию, «ГИ» рассказали специалисты   центра «Гармония».    
Школьное насилие бывает эмоциональным (насмешки, присвоение кличек, необъективные оценки со стороны учителя, отторжение, изоляция, с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения) и физическим (избиение, подзатыльники, порча и отнятие вещей). Учителям важно следить за тем, чтобы вольно или невольно самим не спровоцировать насилие. Иногда бывает достаточно брошенной вскользь реплики: «Скажите спасибо Иванову, из-за которого весь класс остался без перемены», чтобы началась травля ребенка.

Психологи советуют
Педагогам:
1. Назовите вслух то, что происходит в классе. Если кого-то из детей намеренно доводят до слез, дразнят, отбирают (прячут, портят) вещи, толкают, бьют, подчеркнуто игнорируют – это травля, насилие. Скажите об этом детям прямо. Иногда этого бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось.
2. Объясните ученикам: то, что происходит, – проблема всего класса, а не личная неприязнь двух-трех человек. Это болезнь, которая может поразить весь класс. Такой разговор поможет детям сохранить лицо и, что особенно важно, снимет противопоставление между жертвами, обидчиками и свидетелями.
3. Настаивайте: подобное поведение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Не спорьте о фактах, не выясняйте, кто и что именно сделал. Но помогите детям понять, что с ними происходит и что чувствуют другие люди, когда их обижают, унижают.
4. Вместе с учениками сформулируйте правила жизни в классе: «У нас никто не выясняет отношения кулаками», «У нас не оскорбляют друг друга», «У нас не смотрят спокойно, когда двое дерутся – их разнимают». Обговорите санкции, которые должны последовать за нарушением этих правил. Тогда в дальнейшем бывает достаточно просто напомнить о договоренностях.
5. Поддерживайте атмосферу взаимопонимания в классе. Давайте детям почувствовать, что ее создание – это их общее дело и совместная победа.
6. Школьная атмосфера культивируется и контролируется именно взрослыми, которые отвечают за то, что происходит в школе. Помните, что ничто так не меняет детей, как общее дело. Это может быть групповая работа в классе (выполнение проектов), театральная постановка или совместные поездки и походы. Главное, чтобы каждый ребенок участвовал в них по-настоящему.
Родителям:
♦ Нслушать их, научить самостоятельно разрешать конфликты и отстаивать позицию словами, а не кулаками.
♦ Стараясь помочь ребенку достойно защититься от насмешек и нападок, родители должны знать причины, по которым дети 7-12 лет дразнят друг друга. Чаще всего это желание  продемонстрировать себя и испытать одноклассника на прочность.
♦ Некоторым детям нравится манипулировать эмоциями других. Они часто обзывают и преследуют тех, кто легко выходит из себя. Учите сына или дочь брать паузу: как бы ни было обидно, нужно, глубоко вздохнув, сосчитать про себя до десяти и, лишь успокоившись, ответить обидчику.
♦ Наконец, с помощью дразнилок дети высмеивают ябедничество, жадность, хамство, плаксивость. Если подобные высказывания справедливы в отношении вашего ребенка, помогите ему изменить поведение – в данном случае это лучшая для него стратегия.еобходимо разговаривать с детьми о самом важном, пояснять, спорить, давать им высказываться и внимательно
Валентина Разенкова,
педагог-психолог центра  «Гармония».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...