Дух древности витает под сводами
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В Курске организовали открытую бесплатную экскурсию по Свято-Троицкому храму – формат для церкви непривычный и новый, а потому и желающих было немало. Слушатели взглянули на храм как на памятник архитектуры и познакомились с его древней историей.    
Улица Гайдара, одна из самых старинных в городе, существовала уже в начале XIX века. Тогда носила звучное и светлое название – Благовещенская, затем звалась то Золотаревской (здесь жил купец Золотарев), то по имени чекиста Ежова (рядом в 30-е годы, читаем в путеводителе по историческому центру Владимира Степанова, находилось здание НКВД).
И сегодня в конце небольшой невзрачной улочки прохожих ждет благая весть: если подниматься по Гайдара со стороны Красной Армии, вначале взору предстает  белый восьмигранный шпиль колокольни, а затем и весь Свято-Троицкий храм, что стоял здесь задолго до появления   домов зажиточных купцов. Это одна из причин, по которой инициативная группа общественной организации «Возрождение» выбрала его для проведения открытой бесплатной экскурсии.  В храме отнеслись к предложению с энтузиазмом и даже выделили гида – иконописец Владимир охотно и обстоятельно рассказал про историю и убранство верхнего и нижнего храмов, ответил на вопросы посетителей. Их кстати, набралось человек 40. Сурдопереводчик пересказывал историю храма  группе людей с проблемами слуха. Пришли сюда и студенты, и люди среднего возраста.
Рассказ о храме начался в его стенах: студентка и член инициативной группы Елизавета сообщила, что уже в ХVI-начале ХVII веков на этом месте существовал мужской Троицкий монастырь, возведенный по указу Бориса Годунова. В 1612 году он был разорен литовскими войсками, чей лагерь располагался в районе современной улицы Литовской. Здание монастыря отстроили заново, но лишь в ХVIII веке здесь появился двухэтажный каменный храм, построенный в традициях русской церковной архитектуры «восьмерик на четверике». На высоком массивном четырехугольном основании возведены восьмигранная трехуровневая колокольня и вершина, увенчанная куполом. Во время Великой Отечественной на месте колокольни был наблюдательный пункт войск ПВО, богослужения ненадолго прекратились. Окончательно храм закрыли лишь в 1961 году, десять лет он ждал восстановления колокольни. В 90-е в колокольне размещался областной планетарий, хотя уже в 92-м первый этаж храма был передан церкви. Еще один интересный факт из истории храма – в 20-х годах здесь в церковно-приходской школе получал образование Георгий Свиридов.  В настоящее время в старинном одноэтажном здании находится иконописная мастерская во имя преподобного Андрея Рублева, здесь обучался наш гид Владимир.
– Каждый храм имеет определенную форму, – негромкий голос экскурсовода гулко ударяется о древние каменные стены и отражается мягким эхом. – Традиционными считаются базилика или «корабль», еще византийские храмы строились по этому образцу, круг или ротонда. Часто встречается квадрат – это древнерусский традиционный стиль. Иконостас в древние времена представлял собой перегородку, на которой было всего два образа. В русской духовной традиции иконостас постепенно становился выше.
В верхнем храме Троицы Живоначальной иконостас торжественно и строго возвышается до сводчатого потолка, тонкая деревянная резьба и лики святых выполнены учениками и мастерами иконописной школы. В нижний храм ведет узкая лестница. Здесь более камерная   атмосфера – низкие потолки, небольшой зал. В проходе, ведущем в подсобное помещение, женщина подрезает стебли пышных лилий – кое-где в высоких вазах на полу стоят изящные букеты.
– Во время ремонта при закладке нового пола здесь нашли очень много костей. Дело в том, что храм стоит на монастырском кладбище, – продолжает раскрывать тайны святыни гид. – Останки перезахоронены на территории храма. А на месте, где они были найдены,  установлен крест. Все здесь постепенно менялось: стены раньше были тоньше, металлические стяжки появились позже, – Владимир указывает на черные балки, соединяющие изящные арочные своды. – Только фрески на высоких сводах верхнего храма остались неизменными с момента возведения.
В храме многое изменилось с ХVIII века, например, во время служб голос священнослужителя окутывает прихожан благодаря современным аудиоколонкам. Но дух древности и торжественной тишины не изменят никакие новые технологии: громко смеющиеся студенты буквально несколько мгновений назад входят под своды притихшие и просветленные. Здесь действительно можно уловить неумолимое течение времени.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...