Музыка души – колокольный звон
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Музыка души – колокольный звон


Звонарь, фотограф, писатель и поэт... Курянка Юлия Крюкова – многосторонняя личность. «ГИ» распросили девушку о ее необычном увлечении – звонарном искусстве, его особенностях и секретах.    
Сначала услышала, потом увидела. Так началось знакомство с Юлией. У храма Преподобного Серафима Саровского встретили сложные переливы колокольного звона. Управляла мелодией хрупкая девушка с волосами рыжего оттенка. Юлия Крюкова – помощник звонаря, духовной культурой заинтересовалась несколько лет назад и с тех пор звонит на службах и в церковные праздники.
– Раньше не ходила в храм вообще, но восемь лет назад в жизни произошло событие, которое было сложно пережить, – рассказывает девушка. – В храм пришла за утешением. Однажды услышала красивый колокольный звон. В другой раз заметила, что во время службы из храма выходит человек, и в этот момент звон начинается... Поняла, что этот человек – звонарь. Раза три молча ходила за ним, наблюдала, как искусно управляет колоколами на звоннице. А потом решилась и спросила, обучает ли он других.
Звонарь Юрий Беляев Юлии не отказал. Было получено благословение батюшки, и начались занятия. Девушка была единственным учеником, приходила раз в неделю. Однажды появился второй ученик, но молодой человек был приезжим и вскоре покинул Курск.
–  Самым сложным было понять концепцию звона, услышать ритм, потому что он отличается от привычной музыки, – делится Юлия. – Когда люди видят колокола, они не решаются даже пробовать, робеют. Но главное, как и в любом деле, – начать! Я попробовала, не рассуждая, и поняла, как это здорово.
Юлия обучалась мастерству в звонарной школе при храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Учеников там мало, часто не бывает совсем. При этом труд звонарей востребован: звонить нужно достаточно часто. Регулярно звонарь обращается за помощью к Юлии.
– На звонницу нужно приходить в спокойном состоянии, чтобы успеть настроиться и почувствовать колокола, – считает собеседница. – Звон должен идти от души, с чистым сердцем, благоговейно. Каждый раз я настраиваю себя звонить так, как никогда не звонила.
Как  у любого художника,  у звонаря бывает «кризис начала» – когда не знаешь, как приступить к новому  делу. Чтобы справиться с этой трудностью, Юлия подобрала молитву, в ритм которой звонит.
– Когда я прихожу на незнакомую колокольню, сначала пробую подобрать уже привычный звон, –  делится секретами собеседница. – Если получается, то начинаю придумывать что-то более сложное. Количество колоколов не очень сильно влияет на красочность звона. Мне рассказывали историю, что и три колокола могут звучать, как десяток – здесь многое зависит от мастерства звонящего.
Хотя звуки колоколов не похожи на музыку в привычном понимании, здесь тоже есть свои «жанры». Колокольный звон соотносится со службой, которая идет в храме, или с текущим праздником. Практически каждый раз звонарь импровизирует, чтобы усовершенствовать звон. Как таковых готовых нот или схем нет, но должно выдерживаться определенное настроение.
–  Звон во время поста очень медленный, он «говорит» человеку о том, что в данное время необходимо смирение, а в праздники звон торжественный, – улыбается Юлия. – Всегда звучание должно быть размеренным, содержать мощный посыл, даже если звон праздничный, веселый. Каждый колокол имеет свой голос, к каждому нужно привыкнуть, прочувствовать. Необходимо послушать, как между собой сочетаются звуки, только после этого можно подбирать звон.
Самые большие, басовые колокола называются благовестниками, они предназначены для созыва на службы: Праздничные, Воскресные, Постовые, Полиелейные, Будничные.
Небольшие колокола называются подзвонными, а самые малые — зазвонными, они обычно связаны веревками, «связкой» звонарь управляет правой рукой.
Колокол с сильным, резким звучанием могли назвать  «Лебедем», а если тон очень низкий –  «Медведем» или «Реутом» (то есть «ревуном»). Колокол с неровным, дрожащим звуком называли «Козлом» или «Бараном». Кстати, наука, изучающая колокола и их звон, называется кампанология (от «campanа» – колокол, и греческого слова «lego» –  говорю). На изучение азов колокольного перезвона Юлии потребовался примерно год. Сейчас она уверенно замещает звонаря на службах и сама может обучать этому искусству. Помимо этого пишет рассказы, детские сказки и стихотворения. В прошлом году ее произведения вошли в сборник курских молодых авторов «DISКУРСКИЯ», сейчас готовится к выпуску второй том. Кроме того, девушка стала финалистом конкурса Союза  писателей России. Ее сказку опубликовали в сборнике победителей «Новые сказки V».
–  По образованию бухгалтер, но стихи писала с детства, –  говорит девушка. – Поняла, что хочу все время посвящать творчеству, и ушла с   работы. Увлекаюсь фотографией, иногда организую выставки. В творчестве и в жизни стараюсь следовать простому принципу – чего не умею, за то не берусь, а то, что знаю, стремлюсь делать хорошо. А еще всегда хочу, чтобы мое творчество приносило людям радость. Наверное, это самое главное.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...