Cтали ангелами
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В августе 2000 года мир замер у экранов телевизоров, напряженно ожидая новостей с Баренцева моря, где шла операция по спасению атомного подводного крейсера «Курск», затонувшего в 175 км от Североморска.    
В составе экипажа из 118 человек было семеро курян. Валентина Старосельцева, мать погибшего подводника, рассказала «ГИ» о подвиге сына и других членов экипажа «Курска».
Споры о причинах гибели атомохода не стихают до сих пор. Версии разные. Валентина Старосельцева не любит рассуждать на эти темы.
– После трагедии нам звонили и приезжали журналисты из США, Японии, Индии, Англии, Швеции, Голландии. Задавали каверзные вопросы: «Почему затонула лодка? Как вы думаете, у Морфлота есть шанс поднять ее со 180-метровой глубины?». Откуда у меня, матери, отправившей сына служить в армию, такие подробности? Я знала, что субмарина «Курск» была самой лучшей в мире, что мой мальчик за время нахождения в «учебке» поправился на восемь килограммов, что командиры относились к новобранцам доброжелательно, – сокрушенно развела руками Валентина Сергеевна.
Я перевела разговор на вещи, которые ей доподлинно известны.

Как все мальчишки
–  Дима любил слушать фронтовые рассказы дедушек, – рассказывает мать погибшего подводника. –  В первом классе после  гриппа у сына развилась пневмония и закрылось легкое – дыхание давалось с трудом. Вылечившись, он увлекся лыжами и во время пробежек наслаждался тем, как мощно его грудь вбирает в себя колкий морозный воздух.
В 15 лет по настоянию семьи Дима Старосельцев поступил в железнодорожный техникум.
– Ты  мужчина и должен обеспечивать семью, как это делали дедушка – почетный железнодорожник, и папа, который, окончив железнодорожный институт, «дорос» до заместителя директора завода, – убеждала Валентина Сергеевна сына.
Время было трудное. После перестройки почти вся промышленность простаивала, бюджетные организации финансировались скудно, а поезда ходили по-прежнему. По достоинству Старосельцев-младший оценил выбранную профессию, поработав перед армией помощником машиниста: его зарплата была больше, чем у трех членов семьи – бюджетников, вместе взятых.
Техническое образование и отличная физическая форма послужили пропуском новоиспеченному железнодорожнику на  Северный флот, служить моряком-подводником.
Дима попал на субмарину после полугодового обучения делу военного подводника в Северодвинске. Туда приезжала Валентина Сергеевна и вместе с сыном ходила в храм,  где Дмитрий попросил благословения на службу, которая оказалась слишком короткой – два месяца до первого выхода в море.

Трагедия
О трагедии в Баренцевом море семья Старосельцевых узнала из телевизионных новостей. Вскоре родственники членов экипажа АПРК «Курск» были в Видяево. Валентине Сергеевне пообещали по телефону, что моряков поднимут наверх и отправят в госпиталь. Она везла медикаменты, бинты, белые халаты. О том, что сына нет в живых, поняла в дороге. В новостном выпуске сказали, что подлодка до пятого отсека заполнена водой, а в опубликованных в газетах списках Дима Старосельцев значился в четвертом.
– Я закричала так, что перепугала дочь, – вытирая слезы, вспоминает Валентина Сергеевна.
Она приезжала в Видяево на годовщину трагедии и почти месяц  провела в гостинице, каждый день подолгу ходила по берегу моря, всматриваясь в даль. Моряки рассказывали, что над местом, где лежала подлодка, постоянно кружила стая дельфинов, словно охраняя ребят.
Спустя 15 месяцев  после взрыва атомохода Валентину Сергеевну пригласили на опознание сына.

Жизнь после смерти
Мать часто спрашивала священников: «За что? За какие грехи пострадал мой мальчик?». И слышала в ответ: «Почему вы считаете, что вам выпало наказание? Моряки приняли мученическую смерть за Россию. Нам не быть там, где они сейчас находятся».
Валентина Сергеевна поняла, что не сможет жить, как раньше. Отныне цель ее жизни – увековечение памяти погибших подводников. За три года до ухода на пенсию Старосельцева уволилась с работы и возглавила общественный совет памяти АПРК «Курск».
В Курске в честь моряков-подводников  установлены памятник на Мемориале павших, памятный знак на Майском бульваре,  открылись  два музея в образовательных учреждениях, и это  –  только малая часть того, что совместными усилиями городских властей и общественности сделано для сохранения памяти о погибшем экипаже «Курска».  Старосельцева сохраняет верность своему предназначению и собирает материалы  для  документальной книги, главными героями которой будут подводная лодка и город, давший ей имя и увековечивший ее для потомков.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...