Курский «соловей» в кимоно
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курский «соловей» в кимоно


Душный летний вечер 1980-го. Фирменный поезд «Соловей»  терпеливо ждет пассажиров. На перроне почти никого, и это непривычно. Обычно в эти часы  тут  шум, гам, суета, толкотня. Фирменные поезда – продуктовые, в Москву за колбасой. Очень удобно: ночь – спишь, день – по московским магазинам, еще ночь – в поезде... и – здравствуй, дом родной, я вернулся с колбасой.    
А сейчас тишина. В Москве идет Олимпиада, и въезд в столицу сильно ограничен. Мир не должен видеть людей с сумками  и очереди. Тех, кого еще не должны  видеть гости-олимпийцы, на две недели выселили из Москвы.
– За Солодухина едете болеть?
– Да, как вы догадались?
– Да полпоезда вашего брата. Болейте получше, а то обратно в свой вагон не возьму, – шутит проводник.
В купе нас двое – я и Фомич, работник «Динамо». Это он помог достать пропуск на поездку в Москву. Фомич был удивлен, почему я, спортивный журналист, не в Москве. Объяснил ему, что редактор послал другого, из идеологического отдела. Фомич покачал головой: «Ну и ну!», и пошел в УВД за пропуском.
Разговор в поезде пошел, конечно, про Солодухина. Он единственный из курян на московской Олимпиаде. Сельский парнишка родом из-под Железногорска поздно пришел в большой спорт, но  благодаря  фантастическому трудолюбию ворвался в элиту мирового дзюдо. За четыре года до этого Николай  выиграл Спартакиаду народов СССР, а это по сути – малая олимпиада большой страны. За год до московских  Игр Коля стал чемпионом мира во Франции, победив в финале  хозяина Ги Дельвена. Завтра наш земляк борется. Удастся ли побывать на турнире, ведь билета  у меня нет?!
Перед сном прокрутил в памяти открытие Олимпиады. Телевизор помог «побывать» в эти минуты в Лужниках. Какая красота! Это что-то необыкновенное! Грудь распирало от радости – вот мы какие! Ничего подобного планета еще не знала. Союз спорта и искусства.

Москва спортивная
Столица поразила тишиной и спокойствием. Даже на самом шумном Курском вокзале немноголюдно. В метро – полупустые вагоны. Видимо, неспортивные москвичи рванули на юга или подмосковные дачи.
У Лужников карнавал. Я пытался отгадать, откуда гости. В сомбреро, наверное, мексиканцы, в тюрбанах – индийцы, есть негры смуглые, а есть иссиня-черные. Узкоглазые азиаты. Белокурые северяне. Все веселые. Улыбаются – Олимпиада!
Билет с рук купил быстро, словно это была не Олимпиада а рядовой матч «Торпедо»- «Кубань».Оказывается, билеты на соревнования в продажу не пустили, видимо, боялись нашествия  провинициалов-фанатов, которые не остановятся перед ценой. Билеты вручали москвичам – передовикам производства и своим. Если билеты ушли бы в свободную продажу, тогда запрет на посещение Москвы стал бы фикцией. Так было обидно за десятки тысяч  настоящих болельщиков со всей огромной страны – они не побывают на Олимпиаде. А сколько денег потеряла страна от такого билетного произвола. Политика победила здравый смысл.
А Москва  какова! В магазинах всего полно – ветчина, колбасы, сыры, мандарины, финские ликеры  – глаза  разбегаются. Сработал  было рефлекс – набить рюкзак колбасой, отвезти в камеру хранения и… Взял порцию финской колбасы в целлофане, два чая и булочку и быстрей в зал.
Я на Олимпиаде, мечта моя сбылась! Ура!
До начала еще часа полтора. Оглядываюсь. Присматриваюсь. Трибуны Дворца спорта быстро заполняются...
В центре Дворца два ковра-татами. Пока они пусты и чисты. И вот началось. Сначала борются малоизвестные борцы, и зал лениво переживает. Вдруг оживление – француз Ив Дельвен проиграл. Ив – один из самых серьезных соперников Солодухина. И проиграл самую первую схватку. Да кому – монголу Дамдину, который никому не известен! Как потом выяснилось, тот впервые выступал на турнире дзюдоистов, он вообще-то борец-вольник.
В дзюдо такое правило – проиграл, и уже ни «золота» тебе, ни «серебра». Ив уходил с татами, низко опустив голову.
Вдруг зал взорвался. На табло высветилось: Солодухин (СССР) – Родригес (Куба). Родригес – олимпийский чемпион Монреаля. Эта пара могла встретиться еще четыре года назад, но весной Коля Солодухин, первый номер сборной СССР, получил травму.
Борцы встречались и ранее. Правда, не на татами. Родригес приезжал в наш город  на матч Россия – Куба. Бросал на татами наших ребят в цирке, а с третьего ряда смотрел на арену Коля Солодухин. Его время еще не пришло. И вот сейчас чемпион прошлой Олимпиады проэкзаменует главного претендента нынешней.
Красивые ребята. Шоколадный мулат и  загорелый русич. Сплошной рев трибун. На татами мельница – мелькание  босых ног, светлой и курчавой шевелюр. Кружева плетет Коля. Эктор защищается, но мастерски гасит приемы Николая. Ни один бросок Солодухина не доведен до конца, значит, и не оценивается. Ничья, но ничьих в дзюдо не бывает. Если не будет перевеса в очках, судьи отдадут  симпатии более активному. Пока наш борец активнее. Но на табло нули. И тут зал встал:
– Ко-ля! Ко-ля! Ко-ля! Со-ло-ду-хин!
Зал во всю силу легких звал Николая вперед.
И Коля услышал. Бросок, и кубинец на татами. Специалисты знают, Солодухин силен в партере. В стойке с ним можно сражаться, а лежа на татами почти стопроцентный проигрыш.
И Солодухин начал удержание. Тридцать секунд у Эктора. Он почти вращается вокруг Коли. Зал встал и начал считать:
– Десять, восемь, пять, две, одна! Ура-а-а-а! Победа. Чистая.
Зал долго не успокаивался.
После первого круга хорошо выглядели швед Бидрон, немец Райсманн, болгарин Недков, англичанин Ноненн. О монголе и речи нет.
Вторая встреча Солодухина – с чехом Кршичем. Интересно, а как чешские болельщики будут по слогам кричать: «Кршич!». Это была самая трудная схватка Николая. Говорили, что с сильными борцами он на таком кураже, что шансов уцелеть почти нет. А с середнячками могут и неприятности быть. Как с Кршичем. Полсхватки – нули на табло.
Вскрик зала, Солодухин получил «юко» (оценка за бросок). И тут же вздох – чех провел прием. Оценка «кока» ниже «юко», наш впереди. После очередного броска оба долго не встают с татами. Чех тяжело поднялся, Солодухин лежит. Неужели травма, как четыре года назад? Судья помогает подняться. До конца схватки 18 секунд. У нас хрупкий перевес. Один бросок чеха – и все! Но Коля выстоял.
После этого половина участников отсеялась. На удивление монгол Дамдин уцелел. Более того, преградил дорогу шведу Бидрону.
Третья схватка Солодухина с болгарином Недковым. Наш борец обрушил на болгарина шквал атак – «юко», «кока», еще кока. Недков понимает, что проигрывает, спасти может только чистая победа. И он рискует. Зал вздрогнул: Коля  попал на удержание. Тридцать секунд на спасение. И зал встал:
– Коля! Вый-ди! Ко-ля! Выйди! – умоляли трибуны.
И вдруг пронзительный крик: «Ко-о-о-ля-я-я!».
Наверное, кто-то из братьев или из железногорцев. Их было на стадионе много. И он вывернулся и тут же провел прием. Победа!
Их осталось четверо: Солодухин, поляк Павловский, немец Райсманн и... к большому удивлению зала монгол Дамдин.
Самый сильный из этой четверки – Райсманн. За год до Олимпиады Солодухин проиграл немцу в финале чемпионата Европы. Пришла пора отдать должок. Победитель этой встречи как минимум выигрывал серебряную медаль.
Волнение столь велико, что я не мог делать записи в блокноте. Атакует наш борец – «кока». Немец ответил тем же. И снова Коля попал на удержание. И снова зал встал и умолял тысячеголосым хором Колю выйти из немецких клещей. Вышел и тут же перевел Райсманна в партер. Немецкий хор просил Торстена, но дружный Дворец требовал:
– Коля, держи!
Удержал. Чистая победа! С двумя самыми сильными дзюдоистами Коля  провел схватки отлично.
Все, перерыв на обед. Вечером – схватки за медали. Кстати, монгол продолжает удивлять –выиграл у поляка. Значит, за «золото» сразятся Коля и Дамдин. За «бронзу» – те, кого они «обидели».

Золотая заря
Я ходил по Москве, наблюдал и размышлял. Серебряная медаль – хорошо, но не о ней хочется думать. Только о «золоте». Коля должен выиграть, он готов как никогда. Да и сколько может везти монголу! Он выигрывал за счет того, что его никто не знал и не настраивался. Но теперь Коля знает.
А я хожу и думаю: первую медаль курскому краю принес обоянский велогонщик Женя Клевцов в Риме. Он был капитаном сборной СССР. Вторую – дзюдоист Анатолий Новиков из Беловского района. Это были бронзовые медали. Велогонщик Валерий Чаплыгин завоевал «золото». И вот Солодухин. «Серебро» или «золото»?
Вечером мы снова во Дворце спорта. Первыми вышли «обиженные» Солодухиным и Дамдином борцы. «Бронзу» выиграл Болгарин Недков.
И вот они – финалисты. Коля в атаке. Прием – «кока». Но что это – секунды бегут, а на табло – только эта маленькая оценка. Дамдин почти не нападает. Зато защищается классно. Он как дубок врос в землю, то есть в татами, и никакие попытки Солодухина успеха не имеют. Судья дает предупреждение монголу за пассивность. Это уже лучше. Если будет ничья, судьи дадут победу активному Солодухину.
Пошла последняя минута. Зал встал. Он ждал «золота». Если ничего не произойдет за эту минуту, наш – чемпион. Но Коля решил не мелочиться и за несколько секунд провел бросок – «юко». П-О-Б-Е-Д-А!!!
Зал неиствовал. Я тоже.
Так Курск получил вторую золотую медаль.
А потом я  попал на пресс-конференцию (неаккредитованный и попал – чудо)! Меня увидел в проходе Коля, улыбнулся, и мы обнялись. Милиционер показал взглядом – «иди». И я еще раз пережил счастливые минуты. Колю замучили иностранцы вопросами. Я гордился, что земляк не только на татами силен. Коля был безупречен.

* * *
Через год Солодухин в Москве стал чемпионом мира. Второй раз в биографии. Потом были соревнования «Дружба» – Олимпиада тех стран, которые не поехали в Лос-Анджелес.
Так что по сути он двукратный олимпийский чемпион.
Солодухин стал лучшим  советским борцом-дзюдоистом ХХ столетия, по числу титулов и наград нет ему равных. Ни в том веке. Ни в этом.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...