Призвание с профессией совпали
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Призвание с профессией совпали


Как живется школьному учителю в период бесконечных реформ? Каково отношение современного общества к педагогическому работнику? Какие изменения претерпели взаимоотношения между учителем и учеником, учителем и родителями? Накануне профессионального праздника на эти и другие вопросы «ГИ» ответила Людмила ГРЫЗЛОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе курской школы №42.    
Учитель – профессия необычная. Педагоги не просто «сеют разумное, доброе, вечное», они взращивают будущее страны, воспитывают тех, кто сменит нынешнее поколение, работают с «живым материалом», порча которого приводит к национальной катастрофе.
Учитель во многом определяет судьбу учеников. Недаром люди, добившиеся успеха, слова благодарности прежде всего адресуют учителям и наставникам.
Людмила Грызлова, 45 лет проработавшая в школе, относится именно к тем работникам образования, о которых говорят «Учитель с большой буквы». Уже в первые 15 минут разговора отмечаешь в ней качества, характерные для лучших представителей профессии: доброту, уравновешенность, демократичность, способность иметь и высказывать свое мнение, доступный язык в рассуждениях о сложных вещах. И при этом – приятный тембр голоса, великолепная дикция и то, что делает женщину женщиной: стройность, ухоженность, умение одеться со вкусом.

Истоки
Любовь к литературе, определившую выбор жизненного пути, Людмила Борисовна считает заслугой родителей. Она – из семьи военнослужащего, где много читали и обожали по вечерам, за чашечкой чая, поговорить о прочитанном. За годы отцовской службы дочь сменила семь школ и научилась сравнивать и понимать ценность хороших педагогов. С теплом вспоминает она фанатов русской словесности Александра Тимофеевича Хроленко, Юрия Ивановича Юдина и других преподавателей Курского педагогического института, благодаря которым перед ней никогда не стоял вопрос: быть или не быть в профессии.
В 1971 году новоиспеченная выпускница пришла работать в 29-ю школу преподавателем русского языка и литературы и пионервожатой. Ее встретили выдающиеся «архитекторы детских душ» директор Георгий Васильевич Челноков и завуч Алла Петровна Юрченко. В школе витал дух новаторства: одна блестящая идея следовала за другой, педагогов и детей захлестывало желание сделать все мощно, зрелищно, по высшему разряду.
Школа №29 одной из первых пришла к углубленному изучению предметов, дав возможность ученикам быть на шаг впереди сверстников. Установила тесную связь (практически породнилась) с Ленинградским мореходным училищем, и многие мальчишки несудоходного города связали жизнь с морем. Школьные поисковики разыскали по всей стране и организовали встречи учеников с бойцами знаменитого «трофейного» батальона, который в первый парад Победы в июне 1945 года бросил к стенам мавзолея 200 плененных фашистских знамен. В день начала Великой Отечественной, 22 июня, школа проводила акции, не уступающие нынешнему «Бессмертному полку». В 4 часа утра дети с самодельными факелами выходили из дома, чтобы возложить цветы к памятнику погибшим воинам. Шли по темноте до улицы Черняховского, поэтому самых маленьких провожали родители. О впечатляющем факельном шествии разнеслась молва, и на следующий год к школьникам присоединился весь микрорайон.
– Георгий Челноков, кладезь мудрости, энергии, напора, стал для меня человеком-образцом, а его слова «Если делаешь, делай как надо!» – принципом работы, – признается Людмила Борисовна.

42-я – втораяи последняя
Через семь лет Грызлова перешла в школу №42.
– На новом месте работы меня встретил сильный, сплоченный коллектив. Мне по жизни везет на хороших людей, – говорит Людмила Борисовна. – Директор Николай Григорьевич Пискурев, фронтовик, относился ко всем по-отечески. Завуч Мария Прокофьевна Выскребенцева, требовательная и суровая, так разберет твой урок, так искусно подведет к выводам, как его улучшить, что удивляешься, почему сама не додумалась. Немалую роль в моем формировании в качестве учителя сыграли Нина Александровна Шабанова, Александра Николаевна Пронина, Ольга Павловна Шуваева. Не натаскивали, нет, просто работали так, что хотелось соответствовать их уровню.
42-я школа, в которой Людмила Борисовна трудится уже 38 лет (32 – завучем), также практикует «углубленку» и по праву гордится достижениями. В рейтинге городских школ по качеству знаний она «дышит в спину» гимназиям и лицеям.
Школьное научное общество «Сова» пестует будущих ученых-исследователей: биологов, историков, культуроведов. Математики из 42-й успешно штурмуют ведущие столичные вузы и даже Пристонский университет в США. В литературном творчестве ребята пробуют себя, едва закончив начальные классы. Ежегодно школа издает литературный альманах «Проба пера» с рассказами, стихотворениями, повестями и пьесами детей. Школьные журналисты выпускают газету «Сорок второй квартал», за которую были отмечены не только на городских и региональных конкурсах, но и на Всероссийском фестивале молодежной журналистики «Пингвины пера» и международном конкурсе «Нев-ское перо». Театральная студия, насчитывающая более 30 юных актеров, стала дипломантом 1-й степени международного фестиваля детских и юношеских самодеятельных театров «Открытый занавес». Волейбольная команда девушек – неоднократный призер соревнований всероссийского и международного уровня.

Есть что сравнить
Огромный опыт работы в сфере образования позволяет Людмиле Борисовне провести параллели между тем, что было, и тем, что есть.
– На заре учительской карьеры работалось с азартом. Нормативные документы четко прописывали рутинную составляющую работы: критерии оценки ответов учеников, частоту проверки тетрадей, сроки контрольных работ и не только. А дальше… дальше было пространство для творчества.
Огромное количество сегодняшних требований вместо того, чтобы работать на учителя, загнали его в узкий коридор, по которому нужно мчаться во весь опор, чтобы успеть все выполнить. Страдают и дети, у них нет времени на осмысление материала.
Раньше у педагога была ставка 18 часов. Литераторы и математики никогда не брали больше: потому что нельзя, если честно работать! Сейчас, чтобы выжить, тянут и полторы, и две ставки. За счет чего, вы думаете, средняя зарплата учителей сравнялась со средней по региону? За счет увеличения нагрузки. Поэтому большие надежды возлагаю на нового министра образования и ее позицию: «Дайте учителю работать!».
Инновации должны помогать, а не усложнять жизнь. Помню в перестроечные годы давала открытый урок старый опытный учитель. Добротно подала материал, все приемы сработали, ученики показали замечательные знания. Казалось бы, хорошо, однако делают замечание: «Новья нет».  Мне так обидно за учителя стало. Если ее стиль работы дает результаты, зачем ломать человека и подгонять под общий ранжир? Новье ради новья? Далеко не каждый эксперимент успешен.
В свое время мы загорелись идеей «класс-вуз», заключили договоры с КГУ и КГСХА, и вузовские преподаватели начали читать лекции школьникам. Дети слушали с удовольствием, но провели мы одну проверочную контрольную – результат низковат, вторую – то же самое... В формате вуза нет системы на каждом уроке вытягивать знания из учеников, проверять, как усвоен материал. Пришлось спешно корректировать работу и искать приемлемые формы.
Или другой ракурс нововведений: встречаю на улице выпускника 1985 года, и он говорит:
– Трубят об инновациях в образовании: групповые формы, работа в парах, поисковые материалы, совместные уроки, а у нас когда-а-а еще это было!
Значимой проблемой становится снижение престижа профессии. В советские годы учитель пользовался непререкаемым авторитетом. Мы мимо учительской сквозняком пролетали. Сейчас некоторые дети смотрят на тебя, как на прислугу, родители возмущаются: «Ребенок дома не занимается уборкой,  почему же он в школе должен доску вытирать?»
Я, конечно, могу оказать образовательные услуги, прийти в класс и рассказать о приставках «пре-» и «при-» и уйти. Но дети проводят в школе большую часть времени. Где, если не здесь, они будут учиться жить в социуме, брать на себя ответственность, уважать окружающих? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл правильно сказал, что Россия сделала ошибку, превратив образование в сферу услуг. «Мы должны реанимировать то правильное отношение к образованию, которое существовало в России, в том числе и до революции. …Преподаватель – не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания, это наставник, который помогает молодым найти путь в жизни».
Честно говоря, мы никогда не переставали быть ими. Средний возраст педагогов в школе – около 50 лет, неужели кто-то их них мог забыть о высоком предназначении в угоду сиюминутности?

Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег, всех учителей города с профессиональным праздником, пожелать успехов в их титаническом труде, ведь, не считаясь с личным временем, они вкладывают душу в каждого ученика, пожелать молодым выбирать профессию по зову сердца, чтобы, проработав столько же лет, сколько я, они могли сказать: «Какое счастье, что совпало, что всю жизнь занимаюсь тем делом, которое люблю».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...