Сергей Малютин: «Нелегко оттянуть людей от телевизора»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сергей Малютин: «Нелегко оттянуть людей от телевизора»


О первых благодарных отзывах, сопровождавших выход книги «В пространстве любви»,  «ГИ» рассказали в одном из прошлых номеров.    
Об этом труде, где лирика соседствует с гневом и насмешкой, а также о отечественном кино, да и о нас с вами, –  нынешняя беседа с автором. А он – главный специалист Центра духовной культуры и кинематографии имени М. С. Щепкина Госфильмофонда РФ, заслуженный работник культуры Сергей Малютин – тем временем, как всегда, готовит для земляков-курян новые удивительные встречи...
– Сергей Дмитриевич, ваши тексты  замечательно высмеивают размножившихся ныне горе-режиссеров и сценаристов с единственным «творческим методом» в искусстве – искажать и портить великие произведения настоящих мастеров. Это, пользуясь сказочной терминологией, «мертвая вода». Но вы сами вот уже несколько десятилетий, от филфака до нынешнего «Щепкинского», оберегаете источники воды «живой». Поделитесь ли в следующей книге историями, почерпнутыми в овеянных легендами стенах старейшего курского кинотеатра?
– Надеюсь, что мне с кинематографическими проектами удалось вписаться в атмосферу Центра, хотя всегда был близок к  тому, что здесь происходит. Стремлюсь соответствовать сложившимся здесь традициям. А это и православные мероприятия, и фестивали, и праздники, и выставки, и многое другое. Теперь же, как известно, здесь действует филиал крупнейшего фильмохранилища на свете, Центр возвращает себе славу любимого кинозала. И кинозритель видит: репертуар показов не «замыленный», как на большинстве телеканалов. Среди наших новых друзей – студенты КГУ, будущие культурологи, они заинтересовались такими картинами, как, например, мюзикл «Поющие под дождем», «Великий Карузо». В январе покажем «Мужчину и женщину» Клода Лелуша, хотя уж это произведение, казалось бы, известно всем. Но думается, что и оно будет встречено с вниманием теми, кто по каким-то причинам не посмотрел замечательную ленту или хочет восстановить свои впечатления.
–  Ваша афиша всегда разнообразна. Но особое внимание уделяется детям: Центр серьезно работает со школами и даже детскими садиками. И вот, насколько известно, самым юным посетителям приготовлен новый сюрприз?
– Да, 18 декабря стартует проект «С папой и мамой вместе в кино». Надо ведь сызмала приучать к хорошему кинематографу, это лучшее средство, способное предохранить от бездумного щелканья кнопками. Среди организаторов проекта – депутат Госдумы РФ Татьяна Воронина, депутаты областной Думы Максим Мамзурин, Надежда Пономарева, Евгения Ламонова. Начинание является неотъемлемой составной частью реализуемых в
регионе проектов  «Единой России»: «Крепкая семья», «Детские сады – детям», «России важен каждый ребенок». В число участников входят дошкольные образовательные учреждения (через сетевой Клуб отцов и детей) и школы города. Наш детский и семейный кинематограф всегда отличало стремление воспитать в детях патриотизм, готовность встать на защиту Родины. Отечественные фильмы побуждали желание учиться, стремиться к научно-техническому творчеству, развивать таланты, становиться культурными и полезными обществу, получать нужные профессии, вести здоровый образ жизни. Примеры, думаю, каждый легко вспомнит во множестве. О том, что все это надо возрождать, говорил в послании Федеральному собранию 1 декабря наш президент. Каждую встречу в киноцентре будет сопровождать небольшое, но яркое театрализованное тематическое шоу, познавательная беседа киноведа либо встреча с интересными людьми, добившимися успехов в какой-то сфере, ставшими примером для подражания. И, конечно, гостей будут ждать игры, развлечения и конкурсы для всех возрастов.
– Признаюсь, однажды после очередного киноклуба захотелось пересмотреть виденную здесь чудесную короткометражку «В тени моей тени» с Александром Олешко. Не тут-то было! А еще говорят про интернет: необъятный, мол... Так что призываю сограждан поверить: фильмы здесь демонстрируются, без преувеличения, уникальные.
– Найти в Сети, конечно, можно очень многое, включая и величайшие шедевры. Проблема в другом: нужно знать, что искать. Зрителю, особенно молодому, необходим хоть чуть-чуть сформировавшийся круг интересов, направлений, знаний тех или иных имен. Вот недавно на заседании «Встречи» прошел фильм «Познавая белый свет» Киры Муратовой, снятый в 1978 году, тогда как другую   картину этого режиссера «Долгие проводы» уложили на полку. И выяснилось: отличную ленту практически никто не знал, хотя имя автора широко известно.
А чтобы получить разрешение на показ ленты «Милый Ханс, дорогой Петр», я созванивался со сценаристом и режиссером, мэтром кино Александром Миндадзе. Заметим, эта вещь была благожелательно оценена критиками, но ее судьба в прокате незавидна. Неужели настолько сильны расхождения между мнениями критиков и зрителей? Оказалось, да. В нашем клубе мы устроили обсуждение и пришли к почти единогласному мнению, отнюдь не восторженному, как у основной массы модных критиков. Подтвердилась моя мысль, которую обозначил и на страницах книги «В пространстве любви»: о том, что очень сильны сегодня расхождения между так называемыми «интеллектуалами», «эстетами» и реальными запросами миллионов зрителей, читателей. Мне кажется, это связано с метаморфозами так называемой элиты. Многие строгие нормы и правила перевернулись с ног на голову. Сегодня есть силы, которые нам пытаются доказать, что фильм «Груз 200» – великий, замечательный... Но публика, и я в ее рядах, думает обратное! Перед нами неудача, более того, ложь о показанном времени и о его героях, кино деструктивное. А искусство, даже если обращается к трагическим изломам жизни, истории, судеб, все равно должно нести определенный свет и надежду, к «горным вершинам» подталкивать. Еще в Древней Греции самые ужасающие трагедии несли катарсис  –  очищение. А сейчас? Фиксация грязи, не более. Но я отвлекся от проектов Центра, их планируется много. Люди привыкли к телевизору, засели крепко, очень трудно «вытягивать».
– А предполагается ли обсуждение нового фильма, который стал поистине поворотным для российского кино,  – «28 панфиловцев»?
– Конечно! Недавно народный артист России Николай Бурляев, которого мы считаем другом киноцентра, сказал страшные слова: «Российское кино погибает». Увы, во многом мэтр прав. Вообще новинок на экраны выходит не менее 90 в год, а вот «вцепиться» душой можно лишь в единичные произведения. От «Панфиловцев» отворачиваются сладкоречивые критики, но... я слежу за соцсетями и вижу, что «рядовые» зрители в восторге! Герои фильма не лишены индивидуальности, но все вместе – это народ. Тот, который в самой тяжелой ситуации делал свою работу, выстоял, сотворил Победу. Это явление, о котором надо кричать, как я считаю,  – момент, свидетельствующий о переломе в отечественном кино. Стало видно, что живы его лучшие традиции, не оборвались навсегда. Что такое любимые картины наших сограждан? Простые, ясные человеческие истории без всяких патологий. И во что бы то ни стало почин должен быть подхвачен.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...