На фирму надейся, сам не плошай!
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
На фирму надейся, сам не плошай!


В отношениях «продавец-покупатель» прав последний. Но не всегда с «золотым» законом согласны производители и продавцы. Хитрят и пытаются обмануть… «На фирму надейся, а  сам не плошай»  – перефразировала известную поговорку директор департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города Ольга ЧИЧИРИНА. Накануне праздника для читателей «ГИ» она провела потребительский ликбез.    
– Ольга Александровна, на что куряне жалуются, какие конфликты с продавцами случаются чаще?
– В прошлом году в департамент поступило 734 обращения: 634 устных жалобы и 100 письменных заявления.
491 (67,1%) жалоба связана с торговлей, 92 (12,6%) – с изготовлением и установкой оконных и дверных блоков, 149 (20,3%) – с предоставлением услуг связи, бытовых, коммунальных, туристическо-экскурсионных услуг.
Призываем горожан не терять бдительности при покупке техники: телевизоров, микроволновых печей, телефонов. Из общего числа обращений по вопросам торговли почти половина претензий возникала из-за некачественной техники. Остальные жалобы касаются возврата-невозврата обуви, мебели.
– Чем можно помочь покупателям?
– В департаменте проконсультируют на личном приеме, по телефону «горячей линии» – 74-02-56. Помогут предъявить письменные претензии. В ходе досудебных разбирательств наши специалисты составили 277 претензий. В добровольном порядке покупателям вернули почти два миллиона рублей. В департаменте помогли подать 42 исковых заявления в суд. В ходе разбирательств с ответчиков в пользу потребителей взыскано более миллиона рублей.
– Какой-то свежий пример можете привести?
– Курянин купил смартфон в Москве. Не прошло и двух недель, как товар сломался. Обратиться по месту покупки потребитель не мог. Пришел и рассказал о проблеме в салон той же сети в Курске. Телефон приняли, однако после максимального срока ремонта – 45 дней, так и  не починили. Потребитель написал заявление с требованием вернуть деньги. Ему отказали и предложили обратиться по месту покупки телефона, в Москву. После вмешательства сотрудников отдела защиты прав потребителей деньги курянину все-таки вернули. Хочу продавцам напомнить: не важно, в каком городе находится магазин сети, нужно внимательно относиться к каждому покупателю, ведь правило: «Покупатель всегда прав» никто не отменял.
– Насколько вырос уровень потребительской грамотности курян?
– За последние годы – значительно. Люди знают свои права и решительно отстаивают интересы в суде. Сыграла роль просветительская работа со всеми слоями населения. Помогают СМИ, интернет. Все знают: если предлагают подозрительный товар или изделие, нужно требовать документы, сертификаты соответствия.
Однако есть ситуации, для разрешения которых нужны глубокие познания и богатый опыт в области защиты прав потребителей. Всем этим обладают специалисты нашего департамента. Поэтому, если столкнулись с серьезной проблемой и требуется грамотная защита, обращайтесь!
– Больше всего проблем с техникой. Если обнаружен брак, как сдать?
– В пункте 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» прописано: при обнаружении недостатков у технически сложного товара потребитель вправе отказаться от купли-продажи и потребовать возврата денег либо замены товара в течение 15 дней. После этого срока вернуть деньги или обменять можно, если: дефект существенный, нарушены сроки устранения недостатков, невозможно использование техники в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного ремонта.
– Весна, куряне меняют окна, двери. И из года в год попадаются на одну и ту же уловку: «Дешево, идите к нам!». Посоветуйте, на что обратить внимание.
– Рекламные буклеты с лозунгами «Окна и двери по доступным ценам!» раздают горожанам, кладут в почтовые ящики. Нередко их изготавливают и устанавливают некачественно, с нарушением сроков, а иногда покупателям приходится обращаться в суд за защитой своих прав.
Помните, все условия изготовления и установки должны быть учтены в договоре, который составляется в двух экземплярах.
Законодатель не установил определенной формы договора, поэтому каждый продавец вправе предлагать собственную редакцию.
Иногда в договоре проскальзывают условия, которые могут быть невыгодны или неудобны покупателю. Потребитель должен обращать на это внимание. Если договор содержит условия, ущемляющие права покупателя, то статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет считать такие положения недействительными.
Например, продавец установил в договоре, что размер неустойки за нарушение срока изготовления и установки окон или дверей составляет 0,01% от стоимости работ за каждый день просрочки, а статьей 28 Закона установлена иная неустойка – 3% от стоимости работ за каждый день просрочки. Следовательно, покупатель вправе требовать выплату неустойки по закону. Это нужно знать.
Если решили заменить окна и двери: прежде чем оплатить заказ, внимательно изучите договор. В нем указаны: сроки, в которые окна или двери будут изготовлены и установлены, порядок оплаты (размер предварительной оплаты), сроки внесения денег, ответственность исполнителя за нарушение условий договора, гарантийные обязательства. Приложением к договору является спецификация заказа с указанием размеров изделия.
В Курске работает много фирм и индивидуальных предпринимателей, которым можно доверять. Обращайтесь к ним.
Если возникли вопросы по защите прав потребителей, получить консультацию в департаменте развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города можно по телефону  74-02-56 или по адресу: улица Радищева, дом 5, кабинет 608.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...