Под номером первым который уж год…
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Под номером первым который уж год…


Валентин Бурцев отметил юбилей    
С Валентином Ильичом Бурцевым я знаком давно – гораздо раньше, чем он со мной. Еще школьником я ходил на футбол специально для того, чтобы посмотреть, как он играет в воротах, и чему-то научиться. Дело в том, что мое футбольное амплуа уже с семилетнего возраста – вратарь. Так вот, играем мы как-то на песчаном пустыре за школой №39. Я, понятное дело, в воротах. Идет модно одетый парень, остановился позади моих ворот и вполне доброжелательно  начал давать мне советы. Это уже потом  я понял, что рекомендации были дельные, но тогда сильно разозлился:
–  Стань в ворота, дядя, и покажи себя. А то советчиков тут много ходит…
«Дядя» хмыкнул и неторопливо удалился, а мои товарищи из обеих команд дружно удивились:
–  Ты чего, не узнал его? Это же сам  Бурцев!
Как я тогда жалел, что не воспользовался случаем... С тех пор прошло лет сорок, прежде чем мы с ним   познакомились на обоюдном уровне. Я взялся помогать Бурцеву писать книгу «Призвание – футбол» и с головой погрузился в романтику и особенности этого народного вида спорта.
Надо сказать, что популярность футбола в целом и его персоналий в нашем городе была огромной. Игроков болельщики не просто хорошо знали, они жили с ними в одних дворах, гоняли мяч на пустырях, учились в одних школах… Таким знакомством гордились.
Кстати, в Курске в те времена хорошо помнили футболистов довоенного поколения и уж тем более – второй половины 40-50-х годов. Не раз я становился невольным свидетелем разговоров болельщиков-ветеранов на трибунах курских стадионов во время  матчей, когда они упоминали неизвестные мне имена. О чем это они? То ли  дело братья Батины, Забелин... Это уже много позже я окунулся в историю курского футбола, чтобы «оживить» эти самые полузабытые имена:  Соколов,  Катопуло, Братья Щекины.
Так вот, в те самые годы, когда на областном Олимпе гремели в основном знакомые курянам имена, в Курске появился новый футбольный вратарь – Валентин Бурцев. В недавнем прошлом – офицер-пограничник, человек строгий, требовательный к окружающим, но в первую очередь – к себе. И, как оказалось,   самозабвенно преданный футболу. К тому времени он вполне мог считаться курянином – родители переехали в наш город в середине 50-х.
В футболе этого уровня нового человека принимали не сразу, но у Валентина Бурцева это получилось. Скоро он стал признанным «вратарем курского края» –  по аналогии  с «вратарем республики» из повести Льва Кассиля.
Матчи, тренировки, поездки… Однако рано или поздно  любимые спортсмены уходят из спорта, начинают заниматься другими видами деятельности, но мы с вами  помним их по старому амплуа: Третьяк, Фетисов, Буре – хоккеисты, Яшин, Шестернев, Месхи – футболисты, Карелин – борец, Валуев – боксер…  Впрочем, покинуть ставший родным вид спорта и с достоинством продолжить жизнь – это дано не каждому. К такому моменту необходимо готовиться заранее, чтобы в дальнейшем избежать социальной неустроенности. Вот и Валентин Бурцев еще в годы своих спортивных вершин поступил в Курский электромеханический техникум, а позже – в политехнический институт. Его примеру тогда последовали далеко не все  товарищи по команде. А позже, уже после завершения спортивной карьеры, когда возвращаются всякого рода спортивные травмы, учиться и искать себя  вне спортивного мира  гораздо сложнее. Опять же серьезный соблазн, когда самые «преданные» болельщики считают за честь посидеть с бывшим кумиром за столиком в ресторане, а то и в пивной. Невольно напрашивается сравнение –  то же самое происходило с  молоденькими еще солдатами, пришедшими с фронта: ни профессии у них, ни ремесла. Грудь в орденах, у кого ноги нет, у кого — руки, но страна-победитель их как будто не замечает...
Валентин Бурцев уже после футбола работал на электроаппаратном заводе – техбюро. Люди, знакомые со спецификой этого производства, прекрасно знают, какой высокой квалификации оно требует. Потом он руководил картонажной фабрикой, затем (и на этот раз уже до завершения трудовой деятельности) был директором городской типографии. И всякий раз Валентин Ильич проявлял основную заповедь хорошего вратаря: если не ты, то кто? Помните, как в знаменитой песенке:
Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот,
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет…
Сказано, как будто специально о Валентине Бурцеве – офицере пограничнике. Как нет бывших футболистов, так не бывает и бывших пограничников…
Потом начался неизбежный в жизни многих бывших спортсменов период, когда активно  сказываются былые травмы. У Валентина Бурцева их было много, но он научился справляться с такими  болячками. Должно быть, так же это умели делать старые солдаты, участники сражений прошлой войны.
Бурцев-футболист, он же инженер дополняется еще одной ипостасью – Бурцев-художник.  У каждого из нас есть  увлечения, которые мы проносим через жизнь. Именно к таковым можно отнести живопись. Рисовал он с детства, в военном училище (а иногда и в рамках футбольной команды) оформлял стенгазеты. В одном из храмов Старого Оскола, где он и появился на свет, есть написанные им  иконы, очень почитаемые прихожанами. Но большая часть его работ — пейзажи, выполненные  на природе. Дом автора этого материала (Виктора Крюкова — ред.) украшают несколько картин Валентина Бурцева, явно насыщенные доброй энергетикой. А одна из его живописных работ отображает драматический эпизод  у футбольных ворот  в матче курян с кем-то из гостей. Вряд ли без досконального знания дела художнику удалось бы реалистично отобразить этот момент. Кстати, это полотно Валентин Ильич подарил Курскому краеведческому музею.
Еще одно увлечение Валентина Бурцева – дачные работы. И в этом деле он тоже мастер. Частенько на страницах «ГИ»  выступает как консультант по аграрным вопросам. Любит дарить друзьям саженцы со своей плантации...
Когда мы с Валентином Ильичем взялись писать книгу «Призвание – футбол», передо мной открылся его богатейший архив, который и лег в основу книги.  Я как будто переместился во времена моего детства и юности, когда с восхищением смотрел за игрой любимых курских футболистов. Но на этот раз мне стали ведомы скрытые от большинства болельщиков детали, как будто я пресс-атташе курской команды, уполномоченный всегда быть рядом... О каждом из основных игроков команды тех лет Валентин Ильич рассказал подробно и с любовью, как будто они всего лишь ушли с поля на перерыв между таймами и скоро вернутся...
Валентину Бурцеву – 80. Но кажется, что поставь его сейчас в футбольные ворота,  он станет их защищать так же, как это было 50 лет назад.
Сегодня он редко посещает футбольные матчи с участием курской команды. Думаю, оттого, что эра абсолютной преданности этому виду спорта,  что бытовала во времена его товарищей по команде, осталась где-то там. Вернется ли…
И коль уж речь идет о весьма солидном юбилее:
За киперов, братцы, поднимем бокал –
За них предлагаю я выпить.
И им одного бы лишь я пожелал:
«Ребята, себя берегите!»
Все-таки Вратарь это не столько быстротечное спортивное амплуа, сколько состояние души – на всю жизнь.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...