Невидимый творец спектаклей
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Невидимый творец спектаклей


От чарующего мрака «Соловьиной ночи» до сияющего бала в «Золушке», от «Ревизора» до «Пифагора», от «Гамлета», где все гибнут, до «№13», где оживает покойник. Нет невозможного для главного художника драмтеатра, опытного специалиста, лауреата Госпремии РФ Александра Кузнецова.    
Зрители восторгаются трудом мастера, но не каждый знает его в лицо. Зато театралы всей страны за карандашом и кистью нашего земляка следят и ценят по достоинству. Вот и главный театральный музей Родины, – Бахрушинский в Москве – распахнулся для Александра Васильевича на его персональной выставке.
Красочных «отчетов» в творческой биографии мастера за четыре десятилетия немало. Ведь, кроме трех сотен трагедий и комедий, водевилей и мюзиклов, поставленных по стране от Иркутска до Курска, живописец и график создает вдохновенные полотна, не связанные со сценой, даже иллюстрирует... собственные стихи! Все грани дарования представлены и в Государственном центральном театральном музее имени Бахрушина. Вернисаж притягивает новых гостей, отдыхая лишь в предстоящий  понедельник: на него в 2017-м приходится праздник служителей Мельпомены.
– Александр Васильевич, в сокровищнице с фондом в полтора миллиона драгоценных экспонатов бывали наверняка?
– Любовался музейными сокровищами с юности. Я сибиряк, красноярец. Но как-то постепенно место жизни и работы «смещалось» на запад, 17 лет прослужил в Рязани, и вот уже 9 – в Курске.
–  С красноярским классиком литературы Виктором Астафьевым работали?
– И общались (это было счастье), и работали над его «Звездопадом» с режиссером Вячеславом Сорокиным. Виктор Петрович был человек общительный, заводной. Приезжал к нам в ТЮЗ, мы – к нему в Овсянку...
– А Сорокин – не постановщик ли нынешнего курского «Гамлета»?
– Да, мы знакомы всю жизнь. Как-то складывается у меня, что основные режиссеры – друзья еще с юности. С Валерием Павловичем Пашниным повезло сотрудничать, мы понимали друг друга с полуслова... Три года назад он ушел из жизни...
– Выставка в Бахрушинском – признание заслуг художника. Каковы впечатления от музея мирового уровня?
– У генерального директора Дмитрия Родионова замечательная команда, суперпрофессионалы все, вплоть до монтировщиков. Ни одной мелочи не упустила моя куратор Нинель Исмаилова, заведующая одним из филиалов. Работы не на веревочках висят, а крепятся к стенам, каждый  раз после очередной выставки шпаклюются эти дыры... Они отвоевали под чудесные экспозиции бывший каретный сарай, сделав еще один зал. А вообще мечтают задействовать целый квартал.
– Вы начинали творческий путь в эпоху, когда существовала цензура. Мешало ли это в работе?
– Как-то не случилось. Может, я был очень уж законопослушный... А вот самозапрет, самоцензура –это с молодости... Другое дело, что ерундой приходилось заниматься. Ведь какой был расклад в любом провинциальном театре советской поры? Вот вам Октябрь, Первомай, потом про завод обязаны, про колхоз... А уж дальше делайте что хотите. И я на одном-двух названиях отдыхал душой.
– Листаю буклет: «Маленькие трагедии», «Идиот»...
– То, к чему лежит сердце. Люблю Библию. Мало что меня еще так интересует, как этот источник моих живописных и графических опусов. На всю жизнь хватит.
– Ваш давний соратник – худрук нашего театра, народный артист, лауреат Госпремии Юрий Бурэ. Его планы на следующий сезон уже озвучены?
– Роль Юрия Валерьевича умалять невозможно. Он человек дотошный, внимательный и к труппе, и ко всем процессам в театре. Уже начали репетировать тургеневский «Месяц в деревне». А я из-за хлопот с выставкой еще и макет толком не сделал, так, прирезочку маленькую. Нужны еще чертежи... Этим спектаклем будем открываться осенью. А дальше много интересных затей! Включая, Достоевского, Чехова. Это счастье – работать над настоящей драматургией, над классикой.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...