«Не промолвив даже слова...»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Не промолвив даже слова...»


Строка из песенки о великом маге искусства Чарли Чаплине, умевшем «все сказать» одним жестом или чуть заметным движением лица, может быть примерена лишь к единицам из огромного числа актеров всех эпох.    
Курянам повезло: в нашем театре служили любимцы публики, умевшие любую роль, даже самую маленькую, претворить в чудо.  Это первый в труппе обладатель высшего в России звания народного артиста Андрей Буренко и заслуженная артистка Антонина Губардина.
Недаром имя первого носит губернаторская театральная премия, а вторая открывает славный перечень лауреатов. В трудовой книжке Андрея Петровича – единственная запись при 60-летнем актерском стаже и только один перерыв – на Великую Отечественную. Пройдя с боями несколько фронтов, заслужив первые ордена и медали (потом прибавились и награды трудовые, включая звание почетного гражданина Курска), молодой актер приобрел ни с чем не сравнимый опыт. Здесь кроются истоки его потрясающего исполнения служивых в самых разных званиях. Кажется, совсем недавно театралы взахлеб делились впечатлениями от таких исконно народных фигур, как шолоховский старшина Поприщенко и носовский дед Селиван… Впрочем, как это умеют лишь самые одаренные и всей душой преданные ремеслу, Андрей Петрович по режиссерскому слову перевоплощался в человека абсолютно любого рода-племени и звания. Более того, в постановке трагикомедии «Святой и грешный» (кстати, по мнению драматурга Ворфоломеева, лучшей в стране) против его фамилии стояло: «Бог». Курск всегда оставался городом православных традиций, но такое сочетание никого не покоробило: на наших подмостках Господь представал и строгим, и мудрым, и милостивым.
Бывает, кстати, что тот или иной исполнитель носит черты гениальности, но горе его соседям по гримерке или всей труппе – столь непомерны «звездные» амбиции. А Андрея Петровича, несмотря на все регалии, сердечно звали Батей… Об удивительном жизненном, а не только сценическом обаянии с признательностью вспоминает художественный руководитель театра, народный артист и лауреат Госпремии России Юрий Бурэ. А еще – о титаническом труде, с каким мастер всегда брался за работу над очередным образом. Вот, например, культовый «Маскарад» – одно из вершинных творений Юрия Валерьевича. У ветерана коллектива крошечная роль доктора. Но поделюсь собственными впечатлениями: тихий печальный голос, медленная походка (след подлинных боевых ран), черная шапочка рождали жуткое ощущение, что это сама смерть пришла за несчастной Ниной. Или «Моя прекрасная леди», первый опыт мюзикла: на несколько секунд появляется из дверей трактира хозяин, но персонаж живой и запоминающийся, чего многим и многим не добиться даже в продолжение целого телесериала.
Автору этих строк, театралу с 80-х, удалось застать лишь последние искры блистательного дарования: Татталья в «Крестном отце» (кумир публики был неотразим, даже не вставая с кресла-каталки и не снимая огромных черных очков), жалкий бомж по кличке Пифагор с кровавым следом из сталинского прошлого в обидно позабытой «перестроечной» драме «Свалка» и, конечно, неунывающий ребе в изумительной «Поминальной молитве». В наряде этого служителя культа в 1996 году Андрей Петрович принимал поздравления с 60-летием служения Курскому театру. А ироничная реплика из этой пьесы, – раньше, мол, было все (в ответ на известный вопрос о курице и яйце), – оказалась финальной в долгом благородном пути Артиста.
Другим редким сочетанием изобразительной силы таланта и сердца, распахнутого навстречу людям, была жизнь Антонины Губардиной. Три сотни ролей – и ни одной «кое-как», «на голой технике». По признанию Юрия Бурэ, для многих, в том числе и для него, Антонина Ивановна становилась поистине родным человеком. А как она сама радовалась, когда худрук вернулся на пост! Вскоре Курск отмечал ее 80-летие, каждый от души восхищался заслугами виновницы торжества, но были и гости со стороны: на сцену чинно поднимались крупные руководители и вручали актрисе то стиральную машину, то микроволновку… Вещи, конечно, более чем полезные, но с досадой думалось: эх, господа, где ж вы были раньше? Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы Антонина Ивановна мужественно боролась с недугами, коллеги всегда охотно делили жизненные тяготы, а вот блага земные от сильных мира сего явно запоздали. Зато бесценный подарок преподнес главный режиссер: это была роль странной миссис Сэвидж в одноименной трагикомедии. Не всякому даже из молодых дарований по плечу это титанически-вулканическое кипение, бурление и горение! А скольких еще всевозможных миссис, синьор, мадам и, конечно, русских женщин с их всегда непростой судьбой оживила самоотверженная Тося (ей нравилось такое ласковое обращение)! Как жаль, что на пленку записано лишь одно ее детище – мама в шедевральном «Босиком по парку». Эту комедию играли под восторги курян 99 раз. А сотого спектакля не состоялось: Антонина Ивановна тяжело уходила из жизни… Но не из зрительской памяти!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...