Какую оценку заслужила будущая школьная реформа
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Какую оценку заслужила будущая школьная реформа


В образовании грядут перемены? А что! Мы уже успели привыкнуть к ЕГЭ и порадоваться урокам православия. А тут перед школами замаячила новая перспектива.    
Ведь они, по мнению министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, испытывают недостаток внимания со стороны государства. Исправить положение она предлагает путем «укрепления вертикали управления общим образованием в стране». Если на пальцах – передать школы из муниципального подчинения регионам. Но прежде чем начинать реформу, федералы все-таки решили услышать мнение на местах. Курские работники сферы образования и депутаты оценили новшество на заседании профильного комитета Облдумы во вторник, 22 августа.
Сегодня в России активно обсуждают единое образовательное пространство. Централизация управления школами должна привести к унификации процесса обучения, то есть преподавать математику, физику или литературу везде будут одинаково. Пока же ситуация следующая: зарплаты педагогам платит регион, экзамены – прерогатива федерации, а вот образовательную программу разрабатывает само учебное заведение. И каждая школа делает это по-своему.
– К примеру, переедет ученик из Владивостока в Курск, проблем с освоением предметов у него не будет, ведь программа по всей России будет одинаковой, – привела аргумент в пользу реформы председатель регионального комитета образования и науки Екатерина Харченко и в то же время добавила: – Но нынешняя модель управления сферой образования в области доказала свою  эффективность.
При централизации укрепится материальная база школ, считает Екатерина Харченко. Хотя область и сегодня помогает районам поменять окна на пластиковые и залатать крыши перед 1 сентября.
– 42 млн рублей из регионального бюджета выделено в нынешнем году на капремонт учебных зданий, – отметил председатель Облдумы Николай Жеребилов. – По моему мнению, вопрос о передаче школ на уровень региона ставить пока рано. Если сейчас в подготовке к новому учебному году заинтересованы главы муниципальных образований и сельских советов, то есть вероятность, что при централизации они скажут: «Это полномочия регионалов, пусть занимаются». Мы и так тратим треть областной казны на сферу образования. В 2017-м расходы по этой статье составили 12 млрд 344 млн рублей.
Школам необходимо увеличить нормативы финансирования: ведь растут требования к качеству образования, а на это нужны деньги. Такое мнение высказала на заседании и.о. председателя Курского городского собрания, директор школы №22 Елена Цуканова.
Настороженно относятся к новой реформе сельские учителя. Педагоги из малокомплектных школ переживают, что их учебные заведения закроют, а они останутся без работы. Есть аргументы «против» и у директоров районных школ: мол, решать оперативные вопросы проще с местным главой, который поближе, чем областное руководство.
Парламентарии видят и плюсы в предстоящих переменах. Они надеются, что централизация коснется зарплат педагогов.
– Не должно быть разницы между учителем в Черемисиново, Курске, Орле или в Белгороде, – считает председатель постоянного комитета по образованию, науке, семейной и молодежной политике Облдумы Роман Чекед. – Это единство необходимо, чтобы система работала более устойчиво и продуктивно.
Мнений   по поводу предстоящей реформы прозвучало много. Сошлись в одном – не рубить с плеча. Четких механизмов перехода полномочий министерство образования пока не предложило. Хотя запланировало передачу школ регионам в течение трех ближайших лет. Апробировать новую модель управления решили в 16 субъектах федерации. Но список счастливчиков пока не озвучен. Наши педагоги надеются в него не попасть. Если реформа окажется успешной на примере пилотных регионов, тогда – пожалуйста, можно внедрять и на курской земле.
К слову, нынешняя модель менеджмента в образовании сложилась в 90-е годы. Да, наверное, ее нужно менять. Но главное – руководствоваться принципом «не навреди», чтобы не пришлось возвращаться к старому с большими потерями, как это было с астрономией или ГТО. Перед образованием сейчас и так стоят глобальные задачи: занятия только в первую смену, единые учебники (сейчас их общее количество приближается к 1400), повышение квалификации педагогов. Получится ли совместить приятное с полезным?
  • Комментарии
Загрузка комментариев...