Валерий Рудской: «Наш театр умеет удивлять»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Валерий Рудской: «Наш театр умеет удивлять»


…Рабочая обстановка в кабинете председателя областного комитета по культуре вызвала из памяти стихи Николая Рубцова: «Черны мои черновики, чисты чистовики». И впрямь дочерна исписаны многочисленные планы, отчеты, проекты, но эти бумаги оборачиваются делами, о которых с уважением отзываются по всей стране и за рубежом.    
Но театр – особый уголок в сердце Валерия Рудского, ведь эта обитель муз не только старейшая в крае, но и первая на профессиональном пути заслуженного работника культуры РФ. И предъюбилейная беседа коснулась самых разных сторон в яркой жизни прославленного коллектива, разговор то поворачивал на годы назад, то переносился в другие города, то обращался в завтрашний день. Кстати, не далее как сегодня вечером драмтеатр торжественно открывает 226-й сезон!
– Валерий Вячеславович, театров в стране много, но иные из храмов Мельпомены встречают круглые даты в нерадостном настроении, все равно что храмы Пальмиры: величественное прошлое – а ныне руины (как в материальном отношении, так и в творческом)… К счастью, наш театр подошел к памятной годовщине на одном из первых мест среди провинциальных коллективов по таким важным показателям, как количество зрителей в зале за сезон и в среднем на спектакле. Давайте еще раз озвучим эти обнадеживающие результаты работы коллектива.
– Поправлю вас: он занимает первое место в театральной России вообще, а не со скидкой на «провинциальность»! По итогам 2016 года, согласно данным министерства культуры РФ, по количеству зрителей мы обогнали абсолютно все театры, кроме некоторых (подчеркнем это слово, не всех, а некоторых) московских и петербургских. Театр Константина Райкина, даже БДТ имени Товстоногова – согласно проданным билетам, работают хуже Курского драматического. Даже у городов-миллионников показатели ниже, чем у курян! Но, как мне кажется, сила нашего театра не только в количестве зрителей. На сегодня он один из немногих, не растерявших навыки работы по великой системе Станиславского. То есть труппа верна традициям русского психологического театра, хотя в моде сегодня совсем другие приемы, но не будем их здесь вспоминать. Как сказал художественный руководитель Юрий Бурэ: «Я Дездемону никогда не застрелю, а только задушу!». Он глубоко убежден: не надо выворачивать драматурга наизнанку! Но при том Юрий Валерьевич тем заметен и силен, что не копирует других мастеров, даже прославленных, а всегда ищет новые акценты, мысли, которые, быть может, просто не все прочитали в пьесе. Так было с «Горем от ума» Грибоедова, с «Жертвами века» по Островскому…
– Или «Маскарад», «Крестный отец» – мне, честно говоря, загодя не верилось, что удастся избежать штампов, и тем сильнее был восторг от увиденного…
– Но Бурэ никогда не искажает смысла, заложенного автором пьесы, не переносит действие в потусторонний мир, куда-то в космос, – он делает все так, как написал автор, но при этом пытается разгадать, что тот хотел сказать. А ведь это непросто, на то они и классики, что не сразу подлежат осмыслению.
– Вернемся в эпоху «Маскарада», «Босиком по парку» и других шедевральных (теперь-то уж можно не бояться такой оценки) работ. К успехам театра 80-х причастны и вы, и эта пора отразилась в вашей книге «Немножко о себе», а именно в главе под лаконичным заглавием «Наша любовь – театр». Но книгу, к сожалению, читали не все, поэтому попрошу вас еще раз помочь нам заглянуть в чудесное закулисье.
– Ну, свой-то вклад в успех той поры считаю скромным, но профессиональную работу в сфере культуры я действительно начал именно с театра, 31 год назад, очень этим дорожу. А «выстрелили» тогда, как то чеховское ружье, не только творчество коллектива Юрия Бурэ, но и труд заместителя директора по организации зрителей Владимира Лаврентьевича Яковенко. Он был уникальным мастером собирать аудиторию даже на непопулярные спектакли. Замечу, театральное искусство доступно не всем категориям населения. Не считаю, что оно должно быть массовым. Стремиться, чтобы каждый житель того или иного города стал завсегдатаем, конечно, можно, но это вряд ли сбудется. И все же, когда Владимир Лаврентьевич собирал зрителей на спектакли, а Юрий Валерьевич ставил и приглашал удачных режиссеров, публика формировалась, воспитывалась даже из дилетантского состояния.
Моего наставника, к сожалению, нет в живых, но вот итог его служения, наряду с целой плеядой других выдающихся мастеров: наш город сегодня по праву можно назвать театральным. Потому что нормой для такого города, как наш, считается показатель в 200–300 человек в зале за вечер, а у нас 650-700 присутствуют! Или поинтересуемся достижениями соседей, которых, кстати, мы сами себе любим ставить в пример по делу и без дела. В Белгородском театре за 2016 год было почти вдвое меньше зрителей, чем в Курском (у нас – 160 тысяч)! Да и у воронежцев (в театре имени Кольцова) лишь 57 тысяч в год, там есть еще один драмтеатр, но и в сумме это меньше, чем в Курске, а жителей-то в этом городе куда как больше.
В то же время, что касается материальной базы, наш театр всегда живет скромно. Возьмем тот же Челябинск: народный артист Евгений Поплавский рассказывал, какие суммы тратятся там на спектакль. Для нас же это размер годового бюджета! Так часто и бывает: успех не всегда зависит от вложенных денег. Я работал с театром шесть лет, ездили на гастроли и видели, как менялось отношение зрителей от скептического на доброжелательное, на азарт и радость, когда мы уже собирались домой. Поначалу местная публика брать билеты не хотела, шли примерно такие разговорчики: «Вы обычная провинциальная труппа, назовите, кто у вас в кино снимался». Помню, в Харькове, тогдашней Украинской ССР, выступали в театре имени Тараса Шевченко, сразу после Национального академического театра имени Леси Украинки. Там играли Ада Роговцева, Валерия Заклунная, Юрий Мажуга – народные артисты СССР, кинозвезды! Кое-кто из нас перетрусил, думая, что провалимся. Но гастроли прошли, как говорится, с фейерверком! Двадцать дней ломились люди, которые поначалу воротили нос от билетов. А я, тогда главный администратор, лишь говорил: «Вот видите!». И так происходило в каждом городе: Нальчике, Омске, Орджоникидзе, Орле, Ставрополе, Уфе. Становилось очевидно, что наш театр держит очень высоко планку по сценической культуре, по качеству декораций (не в смысле дорогих, но очень точных)… Наш главный художник Виллен Васильевич Нестеров всегда трепетно к этому относился. Невероятно сложно было с тканями, с элементами декоративной отделки костюмов (мы же не только «Свалку» о жизни бомжей играли, а и о «Тайнах мадридского двора»), но и в этом отношении выглядели достойно. Спасибо цеху, которым не один десяток лет руководит Галина Ивановна Шадрина, там работают поистине фанатично. И музыка всегда к месту, там, где это нужно, в этом заслуга заведующего Ильи Исааковича Сакина и самого Юрия Валерьевича, – он ведь очень музыкален, пусть кто-то об этой его черте и не догадывается. И вот, когда мы теперь приезжаем на фестивали в Самару, Саранск и другие города (и всегда успешно), заговорили критики уже и на Радио России, на центральных каналах ТВ: «Как же это мы не знали курян, ведь это должна видеть вся страна?!»
– Мне приходилось читать отзывы искушенных критиков, которых никакими выкрутасами не удивишь. Но даже они радовались тому, что принцип Курского театра – прославление человека, его лучших качеств, а не оплевывание и не препарирование. Доброе начало в наших лучших спектаклях пробивается сквозь все препятствия и торжествует…
– И это искусство охватывает огромное количество людей, оздоровляя общество. Особенно молодежи стало очень много. Когда вижу эти переполненные залы, слышу аплодисменты, – вот в чем моя радость как гражданина и как чиновника. Юрий Валерьевич много раз говорил, что определяет судьбу той или иной постановки только публика. Утверждение категоричное, но,  безусловно, правильное. Тем более когда политика такая, как у нашего театра: он свободен от пошлости, вульгарности, передергиваний, бездарного реформирования. Театр призван удивлять людей, но не шокировать, и эта задача курским мастерам по плечу!
И напоследок, хотя билеты на юбилейный вечер разлетелись давным-давно, напоминаем: 16 и 17 сентября Курский государственный драматический театр имени Пушкина отметит 225-летие увлекательным представлением «Необыкновенный экзамен, или Мы можем все!». Как обещает режиссер-постановщик шоу, любимец публики, артист Виктор Зорькин, каждое действующее лицо поразит зрителей неожиданными гранями своего сценического дарования.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...