Царское дело Георгия Свиридова
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Царское дело Георгия Свиридова


Все ближе торжественное открытие Филармонии-2 в бывшем здании Дворянского собрания (и бывшем Доме офицеров), но уже полюбились курянам всегда по-домашнему теплые и увлекательные встречи в том же величавом здании – в Свиридовском центре искусств. И, конечно,  детище областного комитета по культуре не может остаться в стороне от традиционного фестиваля в память о гениальном земляке-композиторе. 2 декабря воспоминаниями о старшем товарище делился со слушателями выдающийся режиссер, корифей Малого театра Владимир Бейлис.    
Самые разные гости, представители всевозможных творческих профессий в этом изящном зале делились тайнами прекрасного с внимательной публикой благодаря трудам коллектива центра во главе с заведующим Станиславом Крыженевским. И вот с неожиданной стороны предстал перед зрителями хорошо, казалось бы, знакомый местным театралам народный артист России, преподаватель старейшего вуза страны – Щепкинского училища. Его «Горю от ума» и другим замечательным постановкам аплодировали полные залы на гастролях всемирно известной московской труппы. Притом Владимир Михайлович – однокашник и единомышленник художественного руководителя Курского драмтеатра Юрия Бурэ. «Мы одной школы, нам интересна жизнь человеческого духа, –  напомнил на встрече дорогой гость. – О Человеке – вот о ком мы ставим спектакли! И автор пьесы для нас обоих первичен в наших постановках». В этот раз речь шла о единственной, зато шедевральной работе на легендарных подмостках в московском Театральном проезде.  Когда на афише было написано: «Царь Федор Иоаннович», он был буквально запружен народом, желавшим заполучить заветный билетик. По всеобщей восторженной оценке, в этом спектакле было два героя, два главных персонажа – Иннокентий Смоктуновский, сыгравший несчастного правителя Руси, и музыка вдохновенного уроженца земли курской. «Когда звучит увертюра Свиридова, я знаю: в ней есть все, что я хотел сказать своим спектаклем», – признавал и мэтр Борис Равенских, под чьим началом набирался опыта Владимир Бейлис.
Для нас, жителей малой родины Георгия Васильевича, дорого каждое воспоминание о нем. И, затаив дыхание, вслушивались посетители Свиридовского центра в рассказ режиссера о том, насколько скромен был творец нестареющей музыки, как он избегал парадных входов и парадных речей, предпочитая диалог о каких-нибудь милых пустяках вроде рыбалки... Но в то же время, когда композитор оценивал рыбацким взглядом удочки в профкоме Малого, он уже творил в душе изумительную музыку, о которой говорили, что она оживила дух Древней Руси. В 1973-м впервые за десятки лет на всю страну звучала молитва о Страшном суде, написанная Свиридовым по мелодиям старинных крюковых (тип церковного пения) распевов: «Горе тебе, убогая душа…».
На следующий день живые черты гигантской личности ожили в повествовании еще одного талантливого современника Георгия Свиридова – члена Академии художеств, заслуженного деятеля искусств России Андрея Золотова. Кстати, именно он был первым комментатором по вопросам искусства в бессмертной телепрограмме «Время», неразлучной с мотивом «Время, вперед!». Напоминать фамилию автора, пожалуй, не стоит не только курянам, а и всей стране.
Обе проникновенных встречи выходных дней украсили концертные номера, представленные хоровой капеллой «Курск» во главе с почетным гражданином Курска, профессором Евгением Легостаевым и вокальным ансамблем Свиридовского центра «Контраст».
Фестиваль традиционно завершится в день рождения Георгия Васильевича – 16 декабря. И, как стало добрым правилом, финальная нота привлечет внимание не только узкого круга ценителей классики: в Курске выступит Государственный академический камерный хор под управлением живой легенды, художника, заслужившего своим талантом и подвижничеством уважение великого мастера, – Владимира Минина.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...