Между Ольховаткой и Вторыми Понырями... Неизвестная история «Зверобоя»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Осенью 2017 года во время межрегиональной Вахты памяти смоленский отряд «Мемориал» в лесу между селами Ольховаткой и 2-ми Понырями нашел останки семерых бойцов.    
Уцелевший значок «Отличный танкист», пуговицы с характерной гравировкой, фрагменты танкистских комбинезонов и офицерских погон указывали на то, что в могиле танкисты...
–  В изголовье у бойцов лежал трак (часть гусеницы) от русского тяжелого танка КВ-1, – вспоминает участник Вахты и командир курского отряда «Курган» Алексей Сотников. – Еще один трак поставили вертикально – как могильный камень или  опознавательный знак, но со временем деталь ушла в землю и могила затерялась. На 74 года.
Когда проштудировали архивы, оказалось, что тяжелые танки КВ-1 (разработка 1939 года «Клим Ворошилов») на Северном фасе Курской дуги уже не воевали. Так откуда гусеницы? Исторический ребус в дальнейшем разгадывали уже курские поисковики.
–  КВ-1 не находили нигде – ни в 164-й танковой бригаде, ни в 84-м отдельном танковом полку, –  рассказывает Алексей Сотников. – Обратили внимание, что на Курской дуге воевал 1541-й тяжелый самоходный артиллерийский полк, вооруженный самоходными установками СУ-152. Ходовая часть (гусеницы) машин была такой же, как и у танка КВ-1.
К 1943 году СУ-152 была новой противотанковой разработкой, впервые вступившей в бой именно на Курской дуге. В Понырях воевали 24 машины с калибром пушки 152 миллиметра, дальностью прямого выстрела 1300 метров, весом снарядов 50 килограммов. Эти грозные машины были способны обезвреживать  немецкие танки, считавшиеся практически неуязвимыми. В первый день Курской битвы одно орудие подбило сразу 8 немецких танков. Русские бойцы называли СУ-152  «Зверобоем» –  грозой «тигров» и «пантер».
– Изучая списки потерь 1541-го полка во время Курской битвы, обнаружили, что 8 июля 1943 года одно орудие подбили, –  продолжает Алексей Васильевич.
Восстановили и краткую историю гибели СУ-152. Экипаж получил приказ выдвинуться с огневой позиции (а орудия обычно стояли замаскированными на одном месте, осуществляя выстрелы) вперед и отразить атаку врага. «Зверобой» подбил два немецких танка и вернулся на позицию (очевидно, находившуюся в том же лесу) для пополнения боеприпасов. И во время погрузки снарядов немецкий самолет сбросил на самоходку бомбу. Экипаж погиб на месте. Это единственная потеря 1541-го самоходного артиллерийского полка на Курской дуге.
Поисковики предположили, что найденные останки – погибший экипаж «Зверобоя»: лейтенант Евгений Уткин (командир),  лейтенант Виктор Шалпегин (механик-водитель), рядовой Георгий Богданов. Бойцы посмертно награждены орденами Отечественной войны I и II степени.
– То, что в могиле семь человек, тоже объяснимо, – подчеркивает Алексей Сотников. – Снаряды орудия весят 50 килограммов, и вряд ли три  человека смогли бы быстро загрузить боекомплект. Безусловно, экипажу помогали.
По словам Алексея Сотникова, 1541-й самоходный артиллерийский полк был грозой немецких танков в Курскую битву. Сохранились наградные листы командира воинского подразделения – майора Алексея Санковского. За бои на северном фасе Курской дуги майор Санковский награжден двумя орденами: Отечественной войны I степени и «Красного Знамени». В листах значится, что в боях под Понырями самоходный артиллерийский полк уничтожил 7 танков Т-6 или «тигр», 39 танков Т-3 и Т-4, 11 самоходок «фердинанд», 24 орудия противотанковой обороны, 12 автомашин, 2 шестиствольных миномета.
– Судя по кратким сведениям, Алексей Санковский был отчаянным человеком, –  подчеркивает Алексей Сотников.  – 5 июля 1943 года майора тяжело ранили осколком бомбы в грудь и отправили в госпиталь. Но 7 июля ранение получил и заместитель командира — Григорий Внучко. Узнав об этом, майор Санковский, волнуясь, что полк остался без командира, сбежал из госпиталя и несмотря на тяжелое ранение продолжил командовать подразделением.
Найденное захоронение стало поводом вспомнить о 1541-м самоходном артиллерийском полке и дало направление отряду для дальнейшего поиска, так как, судя по документам, в лесу между Ольховаткой и 2-ми Понырями есть еще такие же затерявшиеся захоронения танкистов.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...