Педагоги-волонтеры ведут за собой
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Педагоги-волонтеры ведут за собой


Волонтерское движение – признак зрелости гражданского общества. Форум педагогов-волонтеров «Организация молодежного добровольческого движения», прошедший на минувшей неделе в КГУ, был организован в рамках президентского гранта, выделенного на реализацию межрегионального педагогического проекта «Алый парус».    
В 2018-м, объявленным Владимиром Путиным Годом волонтерства, появляются новые формы добровольчества. Форум, организованный  председателем оргкомитета фестиваля «Алый парус» депутатом Госдумы  Виктором Карамышевым, общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и КГУ, стал уникальной площадкой для обмена опытом педагогами-волонтерами и развития добровольческого движения молодежи.

Волонтеры-медики
– В КГМУ при 18 кафедрах действуют 28 волонтерских отрядов, специализирующихся на профессионально-ориентированной помощи. Так, будущие клинические психологи проводят тренинги, игры, психологические беседы с воспитанниками детских домов и детьми с интеллектуальными отклонениями. Студенты лечебного факультета работают с населением региона по профилактике массовых социально значимых заболеваний, оказывают консультационную помощь. Например, в рамках акции «Стоп, инсульт!» выходят в аптеки города и рассказывают о внешних признаках инсульта и действиях, которые нужно совершить, если вы оказались рядом с пострадавшим. Волонтерские студенческие бригады дежурят на городских массовых мероприятиях. Машина «скорой помощи» не сможет подъехать к человеку, которому стало плохо во время праздника на Красной площади, а волонтеры распределяются в многотысячной толпе и профессионально оказывают первую помощь больному до прибытия бригады медиков, –  рассказала Наталья Кетова, руководитель социального центра КГМУ.

Неограниченные возможности
Юлиана  Жагапарова в костюме трудолюбивой девочки Крошечки-Хаврошечки с коллегами-преподавателями кафедры социально-культурного сервиса и туризма КГУ представили проект «Крошечными шагами по курскому краю».  Это цикл экскурсий с элементами анимации и театрализации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся  в школе-интернате №2 (Моква).
– Начинаем экскурсию в интернате, куда приглашаем на мастер-классы курских мастеров и народных умельцев, затем отправляемся с детьми в реальное путешествие. В Курчатовском краеведческом музее они сами расписывают кожлянскую глиняную игрушку, а в селе Саморядово пробуют себя в народном ткачестве, – рассказала Юлиана.

Надо помнить живым
Школа №29, добившись чести носить имя полного кавалера ордена Славы Игоря Зикеева, загорелась новой идеей – создать музей о сотрудниках и воспитанниках школы, которые участвовали в Великой Отечественной войне и локальных военных конфликтах. Волонтерский отряд школьников «Память сердца» проводит раскопки в местах сражений с немецкими захватчиками. Кроме находок частей оружия и предметов фронтового быта,  на счету поисковиков семь возвращенных имен погибших советских солдат. Ребята собрали уникальный материал о выпускнике их школы Викторе Смиренине, героически погибшем в Афганистане, и борются за право присвоить его имя отряду.
Найти человека
Поводом создания волонтерского отряда «Лиза Алерт» стал несчастный случай в 2010 году. В подмосковном Орехово-Зуево пропала девочка Лиза, ее искали целую неделю и опоздали буквально на несколько часов. Спустя 20 дней люди, не сумевшие спасти маленькую Лизу, объединились в поисковый отряд волонтеров.
Сейчас отряды «Лиза Алерт» созданы в шести российских регионах. Каждый новичок проходит обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, картографии, навигации. Несовершеннолетние волонтеры, так называемые «лизята», размещают репосты о пропавших людях в соцсетях. Волонтеры от 18 лет до пенсионного возраста выезжают на место, расклеивают ориентировки, опрашивают население, прочесывают местность. В Курске отряд существует с 2012 года. С той поры проведено более 200 поисков, 80% из которых завершились успешно – потерявшиеся найдены живыми.

Быть причастным к событиям эпохи
Екатерина Нелепина, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма КГУ, рассказала о себе как о событийном волонтере.
– Я работала волонтером на Олимпиаде 2014 года и прошлогоднем Всемирном молодежном фестивале в Сочи.  В мои «олимпийские» обязанности входило обслуживание зрителей на трибунах: встреча, проводы, навигация, проверка билетов и аккредитации, а на фестивале я выступала в качестве экскурсовода и администратора  в тематическом шатре Российского союза боевых искусств.

Итоги и перспективы
Форум официально открыл Год педагогического волонтерства в Курской области. Панельные дискуссии, мастер-классы и обучающие семинары… В работе круглого стола участвовали более 50 представителей образовательных учреждений, общественных объединений и органов исполнительной и законодательной  власти. По данным проведенного  накануне социологического исследования, каждый второй опрошенный педагог оказался в той или иной мере вовлеченным в волонтерскую деятельность.
В Курской области волонтерское движение представлено 529 добровольческими отрядами общей численностью 15 тысяч человек. Статус 9 тысяч закреплен постановкой на учет и выдачей «Личной книжки волонтера».
В регионе широко представлены военно-патриотическое, социальное, событийное, медицинское, культурно-просветительское, экологическое, «серебряное» (людей от 50 лет) волонтерство и волонтерство в чрезвычайных ситуациях.
Ректор КГУ Александр Худин подчеркнул, что развитие патриотического добровольчества имеет особое значение в связи с подготовкой празднования 75-летия победы в Курской битве.
Председатель областного комитета по науке и образованию Екатерина Харченко  отметила, что волонтерство –  изначально в крови каждого педагога.
–  Помимо того, что преподаватели дают знания, навыки или, как сейчас это называется, компетенции, – сказала Екатерина Владимировна,  –  они исключительно на добровольческих началах занимаются семейными и иными проблемами ребенка, помогают ему социализироваться, выстраивают индивидуальную траекторию развития с учетом дополнительного образования и участия в общественных движениях, в том числе волонтерстве.
На форуме была поддержана установка министра образования РФ Ольги Васильевой о необходимости формирования социального заказа на массовую подготовку лидеров волонтерского движения, которые смогут привлечь в добровольчество креативных, мыслящих людей, способных на безвозмездный труд ради общего блага.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...