А знаешь, все еще будет!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
А знаешь, все еще будет!


Для Евгения Легостаева, имя которого стало синонимом курского хорового пения, нынешний год ознаменован двумя круглыми датами: 70-летие и полвека творческой деятельности, отсчет которой маэстро ведет с первого выступления его детского коллектива в концертном зале имени Чайковского в Москве.    
О прошлых достижениях, проблемах сегодняшнего дня и планах корреспондент «ГИ» побеседовала с Евгением Дмитриевичем на возглавляемой им кафедре хорового дирижирования и сольного пения Курского госуниверситета.
Из-за плохого самочувствия Евгений Дмитриевич несколько раз откладывал встречу.
– Чересчур нагружал себя. Три инсульта перенес, а теперь – инфаркт. Только-только начал ходить нормально, а то пройду два метра и больше сил нет, – словно оправдываясь, начинает разговор Легостаев, человек колоссального музыкального таланта, величайшего трудолюбия и невероятной скромности.
Кто хоть однажды слышал выступление смешанного хора Курского музыкального училища, хоровой капеллы «Курск», одноименной детской хоровой капеллы, женского и камерного хоров КГУ, не мог не удивиться –  как коллективы такого уровня могли появиться в провинциальном городе? В чем секрет мастерства их руководителя?

Высокий старт
Евгений Легостаев – выходец из Обояни, где в послевоенное время даже музыкальной школы не было. Без подготовки, «по слуху» талантливый юноша поступил в Курское музыкальное училище, а потом – один из немногих его выпускников – продолжил образование на дирижерско-хоровом факультете Московской государственной консерватории.
– Мне повезло, – вспоминает Евгений Дмитриевич. – В 1967 году в музучилище я окончил сразу два отделения – хорового дирижирования и историко-теоретическое. В консерватории к хоровикам предъявлялись очень высокие требования, а по теоретической подготовке я вполне мог конкурировать с москвичами.
Чтобы прожить в столице, паренек из глубинки совмещал обучение с музыкальными подработками, и уже через год в качестве хормейстера и концертмейстера представлял детскую хоровую студию «Юные ленинцы» на главной концертной площадке страны, с 1969-го с этим коллективом ежегодно участвовал в концерте на Кремлевской елке. Как это удалось никому не известному студенту?
– У меня хватка была фортепьянная и на аккордеоне хорошо играл по слуху. Если кто обращался в консерваторию с просьбой подменить заболевшего аккомпаниатора, ребята советовали меня. Однажды я подыграл на фортепьяно «Юным ленинцам»  и буквально на следующий день был принят на работу, – рассказывает Евгений Дмитриевич.
К окончанию консерватории за плечами Легостаева была совместная работа с народным артистом РСФСР  дирижером Семеном Дунаевским (братом выдающегося композитора) в ансамбле песни и пляски Центрального дома детей железнодорожников, со знаменитым хореографом Игорем Моисеевым в детском танцевальном ансамбле. Он много гастролировал с творческими коллективами, выступал в качестве концертмейстера сводного хора Москвы, был музыкальным руководителем Международного пионерского лагеря «Артек».
Свое будущее один из лучших своих выпускников консерватории Легостаев хотел связать с военным хором, и ректор нашел для него место дирижера и хормейстера в ансамбле песни и пляски военно-воздушных войск, дислоцировавшихся в ГДР.

Возвращение в родные пенаты
Перед отъездом в Германию Евгений решил навестить родителей, встретил в областном центре свою судьбу – однокурсницу по музучилищу Галину Ковтун и... никуда не поехал. Так Курск обрел музыканта и композитора, поднявшего местную культуру хорового пения на небывалый уровень, прославившего соловьиный край на территории всей России и во многих европейских странах.
В далеком 1974 году о  славе хормейстер не думал. Первым делом он отправился на срочную службу в одну из курских военных частей. Первые полгода новобранцу давались тяжело, пока он не поразил командование великолепным звучанием хора, собранного из рядовых,  а затем привлек городских музыкантов и превратил духовой оркестр части в сводный традиционный. Оркестровые оранжировки и строевые песни «Оршанская-Хинганская» и «Курский Краснознаменный», написанные Евгением в то время, исполняются до сих пор.
Следующая четверть века жизни Евгения Легостаева связана с Курским музыкальным училищем. Он заведовал дирижерско-хоровым отделением, преподавал в  хоровом классе, руководил хором училища и, как в студенческие годы, подрабатывал в Домах культуры.  «Я практически не помню отца в домашней обстановке, он с утра дотемна пропадал на работе, бывало, что числился в четырех-пяти местах одновременно», –  поделилась дочь Екатерина.
Неутомимый Евгений Дмитриевич, помимо преподавания и музыкальной работы, в 1990 году окончил заочную аспирантуру в Москве, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы стиля и интерпретации хоров без сопровождения Г. В. Свиридова». Как отмечают музыковеды, Легостаев заложил традиции исполнения свиридовской хоровой музыки. Яркая самобытная интерпретация хоров выдающегося композитора под  руководством талантливого дирижера является визитной карточкой курских хоровых  коллективов.

В зените славы
Вершиной  творчества Легостаева стала хоровая капелла «Курск», в прошлом году  отметившая 30-летие. Она была создана Евгением Дмитриевичем на базе музучилища и Музыкального общества Курской области из студентов и выпускников училища, а также горожан с хорошими вокальными данными. Уже с первых лет своего существования капелла  начала занимать призовые места на престижных всероссийских и международных хоровых конкурсах. С 1991 года – ежегодные гастроли по европейским странам. Сольные выступления певческого коллектива Легостаева  проходили в известных концертных залах России, капелла «Курск» неоднократно выступала совместно с выдающимися хоровыми коллективами и дирижерами современности.
Свой успех Евгений Дмитриевич объясняет просто:
– Будучи в Москве, я много почерпнул от таких непревзойденных педагогов, как  Александр Свешников, Владислав Соколов, Клавдий Птица, Василий Балашов,  много великолепных хоров слышал. Эталонное звучание крепко во мне засело, и я старался соответствовать самым высоким меркам.
– Вам, наверное, не раз предлагали вернуться в Москву? – спрашиваю его.
– Предлагали, но моя семья и мой дом здесь.  Я лично знаком со многими  прекрасными хоровыми дирижерами как из столицы, так и из провинциальных городов. Не важно где, был бы коллектив, с которым можно работать.
Коллектив у Евгения Дмитриевича в нашем городе был, и не один. Талантливый хормейстер всю жизнь, как девушки плетут венки из полевых цветов, собирал отдельные курские голоса и делал из них хоры необыкновенного звучания.
–  Где вы находили певцов?
–  Например, в 1995 году организовывал во Дворце пионеров детскую капеллу «Курск», – вспоминает собеседник. – Дал объявление в газете, и  ко мне пришли все лучшие вокалисты музыкальных школ города.  Мы были одним из  самых успешных детских  коллективов страны.

Поющий университет
В 2000 году Легостаева пригласили возглавить кафедру на факультете искусств в Курском государственном университете, который принял в свои стены и хоровую капеллу «Курск». Но разве неутомимый маэстро остановится на достигнутом?
–  Когда я пришел преподавать в КГУ,  весь выпускной курс музучилища поступил сюда получать высшее музыкальное образование, кроме того, на разных факультетах учились два десятка человек из детской капеллы.  Буквально за месяц создал женский хор, и в этом же учебном году он победил на международном конкурсе в Белгороде. Затем последовал целый ряд триумфальных выступлений на региональных, всероссийских и международных конкурсах.
Следующим детищем Легостаева стал камерный хор университета, созданный в 2007 году, который не только давал концерты, но и служил базой для прохождения практики студентов факультета искусств.

Начнем с сентября
За годы творческой деятельности в Курске Евгений Дмитриевич 28 раз  выезжал с хоровыми коллективами в Европу на гастроли и для участия в престижных фестивалях, конкурсах, мастер-классах.
– Хоровое искусство – прибыльное дело? – интересуюсь.
– Напротив, затратное, – удивляется хормейстер моей неосведомленности. – Из-за нехватки денег мы и раньше отказывались от многих зарубежных приглашений, но какое-то финансирование было, и университет оплачивал  гастрольные поездки, даже установил небольшую заработную плату хористам. Сейчас капелла «Курск» – структура концертно-творческого центра «Звездный» и задействована в основном в благотворительных акциях:  выступает около Ильинского храма и на Красной площади в День города, у памятника Свиридову на улице Ленина, в школах искусств.
– Надо было бы большой концерт из собственных произведений дать к 70-летию, –  продолжает Евгений Дмитриевич, – но боюсь: не дай Бог, что случится, с предпоследним инсультом меня ведь со сцены увезли. Поэтому пока  взял в «Звездном» отпуск без содержания. Подлечусь за лето, а с сентября начнем работать в полную силу.
– Где вы восстанавливаете здоровье?
– В больнице не раз лежал и дома лечусь. Профессорской зарплаты на лекарства хватает.  В прошлом году покупал путевку на 10 дней в местный санаторий, в этом не поеду. ...Да вы не беспокойтесь, у хоровых дирижеров самый расцвет начинается после 70, а заканчивают они намного позже: Свешников   ушел в 90, Соколов – в 85 лет.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...