Тихая «соседка»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Тихая «соседка»


Северная Корея всегда была предельно закрытой страной, поэтому немногие наши соотечественники могут похвастать, что побывали в ней – разве военные специалисты да инженеры-консультанты каких-либо предприятий.    
Мне же довелось побывать там целых пять дней, и этими впечатлениями хочу поделиться.  Кстати,  до этого я посетил еще и Южную Корею, так что было с чем сравнить.  Впрочем, обо всем по порядку...
Б ыло это в конце 80-х годов прошлого столетия. Наше гидрографическое судно после выполнения поставленной задачи в южных морях возвращалось в порт Владивостока. Оставалось несколько суток ходу, и мы – дома! Но судьбе и начальству всегда виднее: из теплых морей нас перебросили в Берингово – район Чукотки, причем родной порт Владивосток мы должны были «оставить по левому борту» (проще говоря, пройти мимо). Такая досада... Чтобы подсластить пилюлю, нам разрешили зайти в порт Пусан  (Южная Корея) – для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. Это были горбачевские времена, в мире заметно «потеплело», судно наше было под государственным, а не военно-морским флагом, вооружения на себе не несло, поэтому такой заход был возможен. Это было впервые в моей жизни. И хотя уже за 30, многое повидал, а  заход в иностранный порт  –  впервые. Бросили якорь на внешнем рейде. Несмотря на поздний вечер  вокруг было светло, как днем:    ярко горели многочисленные огни, сияла и переливалась реклама, манил к себе незнакомый берег.
Утром – общий сбор в кают-компании, строжайший инструктаж замполита – ходить группами не менее пяти человек, во главе группы – обязательно коммунист или старший командир, в близкие контакты с местными не вступать, от группы не отбиваться, алкоголя –  ни-ни.
Потом нам выделили валюту в местных южно-корейских йенах. Сколько, – не помню, но хватило на две пары дефицитных в Союзе колготок (в подарок любимой девушке), кроссовки «Reebok», блок жвачки с разными вкусами да пластинку «Скорпов» (группы «Скорпионз»), которую у нас купить было невозможно! Ну, еще попробовал настоящую «Coca-Cola» в зеленых высоких бутылках и водку «Alexander». Ни то, ни другое не понравилось. Зато город порадовал. На фоне Владивостока с его пустыми магазинными полками  здесь было просто изобилие. Люди, узнав, откуда мы, вполне по-доброму и искренне приветствовали нас: «О, перестройка, Горбачев! Вери, вери гуд!», предлагали закурить, выпить пива... Надо сказать, что, несмотря на предостережения замполита о возможных буржуазных происках и провокациях, от угощения мы отказывались не всегда и даже, бывало, угощали сами. Как-то штурманец Андрюха Бабанин угостил корейца нашим «Беломором». Кореец взял папироску с любопытством, прикурил, со вкусом затянулся... а вот выдохнуть не смог! Побагровел, глаза из узких стали индусскими, навыкате... Дали по спине, слава Богу, прокашлялся! А пачку «Беломора» Андрюха подарил ему на память.
О днако погостили, 36 часов минуло, пора и честь знать. Распрощавшись с Пусаном, мы  вышли в море. Пройдя Цусимский залив, вошли в Японское море. Оно, родное, встретило свежим ветерком и ощутимой волной. Начинался шторм. Ну что же, дело привычное. Идем своим курсом. Ближе к вечеру радист принимает сигнал SOS. Северо-корейский «рыбачок» терпит бедствие совсем рядом. То ли поломался главный двигатель, то ли сеть на винт намоталась – словом, потеряли ход. И это значит – судно стало фактически игрушкой ветра и волн с самыми печальными последствиями. Не буду утомлять подробностями, увидели «засветку» на радаре, затем осветили прожектором – вот она, шхунка. Ныряет, как утенок, среди шестиметровых волн...
Выстрелом из линемета передали выброску, взяли на буксир, а дальше встал вопрос «куда идти?». Нам бы лучше, пользуясь случаем, идти в наш порт-пункт, а оттуда домой, во Владик, но приказ поступил иной – вернуться с буксируемым судном в северо-корейский порт Ким Чжэк. Сказано – сделано, разворачиваемся, идем на Ким Чжэк. Циклон прошел, идем по спокойной воде. Пришли к вечеру. Помните, Пусан был  весь в огнях! Здесь же –  тьма кромешная, лишь полтора десятка фонарей на береговой линии  – в Северной Корее, свет в жилых кварталах отключали ровно в 22.00. Знакомые веерные отключения в целях экономии... За шхункой пришлепал буксир с высокой трубой. Пригляделись – да он паровой! Из нашего флота паровая техника ушла еще в 60-е годы.
Утром прибыла делегация – официальные власти, партийные чиновники. Миниатюрная, как галчонок, переводчица тараторила без умолку, рассыпая благодарности «дорогим советским друзьям». Отобедав, делегация отбыла восвояси, оставив двух офицеров безопасности –  капитана и майора: «они будут помогать»... В чем и как – непонятно, но на все приемы пищи ребята являлись регулярно, застенчиво улыбаясь, подливали себе добавки – словом, чувствовалось, что жизнь служивая у них не сахар.  Замечу, что во время стоянки – обязательно к обеду – подъезжала какая-нибудь группка из 3-5 человек и с удовольствием уплетала наш немудрый, но сытный рацион в виде борща с котлетами.
На второй день галчонок-переводчица объявила о том, что «дорогие советские товарищи могут сойти на берег и посетить интерклуб».
Часам к 11 дня подошел рейдовый катерок – такой водный пассажирский «трамвайчик», что развозит моряков по судам, стоящим на рейде. На наших катерах хоть сиденья мягкие, дерматином обтянутые, здесь же – деревянные лавки, привинченные к палубе. А вот и берег! У стенки стоит филиппинский сухогруз тысяч на 30 тонн, выгружает рис. Причалы чистые, везде порядок, однако краны паровые, на подъездных путях пыхтят подзабытые нами паровозы. Это в конце ХХ века! А вот и интерклуб – довольно большое здание в стиле архитектурного минимализма. В холле, ресторанном зале – большие панно во всю стену, с изображением руководителей Кореи, общающихся с народом, с солдатами или созерцающих встающую зарю коммунизма. Официант прилично говорит по-русски: «Зовите меня товарищ Тан». Нам выдали местную валюту – воны красного цвета. Пришедшие после нас филиппинцы расплачивались вонами синего цвета. Товарищ Тан объяснил, что красные воны – для советских товарищей, синие же – для буржуазных, а есть еще серые – для местных, только они почти не нужны, так как одежду и продукты они, корейцы, получают бесплатно, а деньги – это если захочется купить что-нибудь сверх выдаваемого пайка. Однако победа социализма настолько близка, что надобность в деньгах скоро отпадет совсем.
На груди у парня был прикреплен значок с портретом товарища Ким Ир Сена. Один из наших ребят предложил ему поменяться на комсомольский. Товарищ Тан вежливо, но твердо отказался – мол, вот на вашем значке и цена есть, а этот не продается и привинчен прямо к его сердцу. Из дальнейших его пояснений мы поняли, что первый значок, пластмассовый,  с изображением вождя, вручается детям в начальной школе. По мере взросления  и  успешности в карьере корейцев награждают значками из других материалов – серебра или  золота. У офицеров, гостивших на нашем судне, они были, по-моему, мельхиоровые... Потеря же или утрата значка означала, по сути, гражданскую смерть.
Такой вот штришок к здешней действительности. А в город мы все же попали. Правда, достопримечательности  пришлось лицезреть из окна автобуса, выйти нам не давали, провезли по маршруту и вернули назад. Возили, конечно, по центру. Высоток нет вообще, чистота кругом – как в операционной, асфальт гладенький, машин мало, в основном местного производства. Светофоров  нет, на перекрестках – субтильные регулировщицы в белых гимнастерках. Движения отточены и красивы – нашим гаишникам поучиться бы. Прохожих почти нет – все «товарищи на работе». Очень много кумача, лозунгов и повсеместно – портреты Кимов, отца и сына.
На следующий день было запланировано посещение музеев – этнографического и боевой славы, но... причудливым образом в наши планы вмешалась политика. Товарищ Горбачев встретился с южнокорейским лидером Ро Де У. Следствием этой большой политики явилось запрещение схода на берег вообще, а через день мы уже оставили корейский берег и пошли дальше по своему маршруту. Такое вот было посещение дружественной страны.
Александр БЕЛОУСОВ.
Фото с сайта:surfingbird.ru.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...