«Версаль» подмосковный
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Версаль» подмосковный


На днях на книжной полке обнаружил привезенную когда-то подборку фотографий в футляре «Усадьба Архангельское», и память живо восстановила дворец и аллею парка, в конце которой – бронзовая скульптура «Скорбящий Гений», установленная рядом с памятником Александру Пушкину.    
В середине 80-х   довелось проходить лечение в санатории «Архангельское», в бывшем имении князей Юсуповых. Мы гуляли по старинным аллеям, бывшим когда-то Французским садом и Английским парком с деревьями и кустарниками разных пород, розарием. Все это составляло единый архитектурный ансамбль с дворцом. И этот подмосковный «Версаль» вызывал восхищение.
Поразила в Архангельском и таинственная легенда рода князей Юсуповых, прежних владельцев усадьбы. Она отсылает ко временам Ивана Грозного и столетиями подпитывается странностями, случавшимися в их роду.
Ханы Ногайской Орды, могущественной во времена Ивана Грозного, Юсуф и его брат Исмаил, около 20 лет строили с русским царем добрые отношения, называли его «братом» и посылали ему, а он им, дорогие подарки, уверяя в вечной дружбе. Но  когда Иван Васильевич взял Казань и пленил царицу Сююмбике, дочь хана Юсуфа, тот взорвался в гневе и договорился с ханом астраханским о разрыве отношений с Москвой и о совместной войне с Русью. Но хан Исмаил убил своего брата Юсуфа, с которым они боролись за власть, а его двух сыновей – Али и Ибрагима – направил к Грозному в качестве залога дружбы и гарантии мира. Он просил русского царя оказать им милость, поставив на воинскую службу. Иван Грозный дал сыновьям Юсуфа во владение город Романов, присвоил им княжеские титулы и принял на службу. Новые подданные ревностно несли службу, защищая Отечество от врагов.
Правнук Юсуфа Абдулла-мурза принял крещение, был наречен Дмитрием. Сразу после этого ему приснился предок – пророк Мухаммед. Он проклял все его потомство за отступничество от веры и сказал, что все Юсуповы, кроме одного, будут жить не дольше 26 лет. Поколениями проклятье сбывалось. Выживал только один потомок мужского пола.
Юсуповы преданно служили государям Руси и в битвах со шведами проявили доблесть и отвагу. При Петре I внук Дмитрия – Григорий – удостоился звания фельдмаршала. А внук Григория – Николай Борисович – получил образование во Франции, где познакомился с выдающимися просветителями Европы, писателями и художниками. Свободно владея пятью европейскими языками, он легко заводил знакомства и общался с Вольтером, Дидро, Бомарше, художником Давидом.
Екатерина II после разговора с Николаем Борисовичем попросила сопровождать  наследника Павла Петровича в путешествии по Европе. А после беседы с Папой Римским  Юсупову разрешили снять копии с ватиканских фресок Рафаэля, которые и поныне украшают коллекции Эрмитажа. После этого царица поручила ему обустройство и руководство формированием фонда Эрмитажа.
Отечественные «Версали», кои цесаревич после возвращения из Европы поручил обустраивать в стране, в Архангельском начал создавать князь Голицын. Но изрядно потратившись, разорился и скончался. Его вдова продала имение князю Николаю Борисовичу Юсупову, который получил приданное в 20 млн рублей, женившись на племяннице князя Потемкина.
При Юсупове в Архангельском был создан Ботанический сад, построен фарфоровый завод, устроены зверинец и птичник с экзотическими животными, завершилось дворцово-парковое строительство. Залы дворца украшали работы художников Возрождения, а дворцовый ансамбль – скульптуры знаменитых скульпторов Европы.
Гости Архангельского удивлялись, когда приученный орел в полдень взлетал на бельведер и, размахивая крыльями,  громко кричал, а в пруду золотые рыбы с сережками на жабрах приплывали по сигналу на кормежку.
В октябре 1810 года Архангельское стало реальным «подмосковским Версалем». Царские семьи дружили с Юсуповыми, любили навещать их и даже купили имение Ильинское неподалеку. В 1814-м по просьбе Александра I Николай Борисович занялся восстановлением Московского Кремля и Оружейной палаты, разрушенных при нашествии Наполеона.
Архангельское посещало много именитых людей того времени. Художники Бенуа, Серов, Коровин, писатель Герцен, будущий канцлер Отто фон Бисмарк. Дважды в Архангельском побывал Александр Пушкин, описав свое восхищение в стихотворении «К Вельможе».
Юсуповы, начиная от Николая Борисовича, помимо сенаторской деятельности и других государственных служб, исполняли обязанности гофмейстеров царского двора, участвуя в коронации царских особ. После каждой церемонии следовало посещение Архангельского, где давали «екатерининский» бал с фейерверком.
Последним потомственным наследником Архангельского по мужской линии был Николай Борисович Юсупов Младший  внук знаменитого деда. Он также обладал тягой к красоте, любил музыку и живопись, сам прекрасно играл на скрипке и даже приобрел скрипки Амати и Страдивари, был избран членом Парижской и Римской консерваторий, вице-директором Публичной библиотеки. А во время Крымской войны 1854 года он вооружил и экипировал за свой счет два пехотных батальона.
Единственный сын Николая Борисовича скончался в младенчестве. От второго брака у него родились две дочери: Зинаида и Татьяна. Обе росли красавицами, получили блестящее образование. С Юсуповыми мечтали породниться самые именитые дома Европы и России. Зинаида Николаевна в высших кругах получила неофициальное звание «Сияние». Ее обожали фотографы (сохранилось около 200 снимков) и рисовали художники. Станиславский приглашал чаще появляться в театре и хотел, чтобы она участвовала в его работе.
Николай Борисович прочил Зинаиде монарший трон, но она сделала самостоятельный выбор. В апреле 1882 года  сочеталась браком с графом Феликсом Сумароковым-Эльстоном, дед которого был внебрачным сыном короля Фридриха Вильгельма IV, и к которому за полгода до этого во время бала у нее вспыхнуло сильное чувство.
В 22 года Зинаида внезапно заболела тифом и находилась при смерти. Ее спасли молитвами духовник Иоанн Кронштадтский и икона Пресвятой Божьей Матери. Потрясенный этим, помня о родовом проклятии, Николай Борисович обратился к царю с просьбой разрешить мужу Зинаиды взять фамилию Юсупова, присвоить ему княжеский титул, герб рода и наследовать право на них старшему в роду. Царь дал согласие.
В 1891 году Николай Борисович-младший почил. Зинаида в 30 лет стала наследницей богатств Юсуповых. Она бережно сохраняла и умножала достопримечательности Архангельского и другое наследие, занималась благотворительностью. На ее средства построили несколько школ, храмов. 50 тысяч было выделено на содержание Музея изящных искусств. В Архангельском для семьи и местных крестьян построили церковь Архангела Гавриила.
Зинаида родила четырех детей, два старших сына умерли в младенчестве. Выжили Николай и Феликс. Когда они подросли, мать напутствовала: «Чем больше небо вам дало, тем больше вы обязаны перед другими. Будьте скромнее, и если имеете в чем-то превосходство перед другими, не дайте им этого почувствовать». Младший сын Феликс уже за рубежом писал в мемуарах: «Всюду, где  появлялась мать, она приносила свет, ее глаза сияли добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особых обстоятельствах…  Мы с братом обожали ее».
Когда младшей сестре Татьяне исполнилось 22 года, она так же, как Зинаида, внезапно заболела тифом и скончалась. Ее похоронили рядом с церковью в Архангельском. В память о сестре Зинаида Николаевна организовала строительство часовни. Позже на ее месте был сооружен фамильный склеп со скульптурой Антокольского «Ангел Молитвы».
Жизнь шла своим чередом. Юсуповы всегда были рады знатным гостям и время от времени устраивали празднества в их честь. Последний такой бал в Архангельском состоялся 1 июня 1896 года в честь коронации царя Николая II и Александры Федоровны. Празднование началось концертом, в котором принимал участие знаменитый итальянский тенор Анджело Мазини и «шведский соловей» Сигрид Арнольдсон.
В 1900 году в самом расцвете творческих сил, когда она все еще блистала красотой и поклонники не оставляли в покое, Зинаида Николаевна написала завещание: «…В случае внезапного прекращения рода нашего… все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных предками и нами и хранящихся в домах наших Петербургском (Мойка, 94) и Московском (Трехсвятительский переулок, у Красных ворот) и в подмосковном имении Архангельском, завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества».
Феликс вспоминал: «Мать… не переставала дрожать за каждого из нас. Приближение 26-летия брата в 1908 году, совпавшее с угрозой дуэли Николая, привело ее в ужасную тревогу…». Старший сын Николай, красавец и умница, влюбился в Марину Мантейфель, которая была обручена с кавалергардом и уехала в Париж. Николай объяснял родителям, что едет в Париж, чтобы послушать Шаляпина. Но как его ни отговаривали, он все-таки уехал. Страшные предчувствия оправдались. Дуэль состоялась. В 26 лет Николая не стало. Рок, висевший над родом Юсуповых, свершился. Оправиться от этой трагедии Зинаида Николаевна не смогла до конца жизни.
После гибели сына она решила возвести новый храм «Усыпальницу рода князей Юсуповых» по проекту московского архитектора Клейна, который строил в Петербурге Музей изящных искусств. Усыпальница с колоннадой в виде полуподковы и Римским залом с фресками появилась в Архангельском неподалеку от храма Архангела Гавриила, где и похоронили Николая Юсупова.
Горе Зинаиды слилось с новыми страхами, теперь за младшего сына Феликса. Мать не отпускала его от себя до женитьбы. Ее утешительницей и мудрым другом стала Елизавета Федоровна, старшая сестра последней императрицы, которая была рядом с Зинаидой Николаевной, помогала занять мысли заботой о других. В память о прадеде Зинаида восстановила Пушкинскую аллею.
После гибели Николая наследство перешло Феликсу. Он обручился с великой княжной Ириной Александровной Романовой, племянницей императора Николая II. Наконец-то породнились два именитых рода России. Свадебное путешествие решили совершить в Париж. Спустя какое-то время Зинаида Николаевна написала сыну: «Григорий (Распутин) вернулся, я возмущена этим… прямо задыхаюсь от этого, и полагаю, что далее этого терпеть нельзя…». Судьбу Распутина решили Феликс и его единомышленники.
Колесо времени беспощадно распорядилось судьбами знатных фамилий. Подруга Зинаиды Николаевны великая княгиня Елизавета Федоровна погибла в Алапаевске, где с царской семьей ее бросили в глубокий колодец.
Зубной врач царя, после того  как вернулся из Тобола, передал Зинаиде записку, в которой говорилось, что царь очень сожалел: «… что не послушал Вашего предупреждения о грозящей опасности. Если бы я послушался Вас, этого бы не произошло». Когда и о чем она предупреждала царя, останется тайной.
Семья Юсуповых покинула Россию в 1918 году, отплыв во Францию из Крыма, оставив все «движимое имущество», которое теперь хранится в Эрмитаже и других музеях страны.
Кстати, когда революционеры пришли с намерением «разрушить этот старый мир»,  именно памятник Пушкину, которого они чтили, не дал этого совершить. И еще. В 2019 году будет празднование 100-летия санатория «Архангельское», в столице пообещали полностью восстановить имение.
Владимир НОСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...