Мир закулисья с Еленой Баженовой
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Что такое театр? Свет софитов, сцена, неподражаемая игра актеров... Это внешняя сторона. А за кулисами другой мир, и там тоже творят – декорации, костюмы, грим.    
Художнику-бутафору драмтеатра Елене Баженовой подвластно любое волшебство –  будь то сказочный замок или макет реального города, а, может, и маска или грим, превращающий красавца в чудовище, как в сказке «Аленький цветочек». В мире театрального закулисья побывала и корреспондент «ГИ».
В бутафорском цехе драмтеатра, которым заведует Елена, пахнет деревом и клеем. На длинном рабочем столе – кисти, обрезки картона. В ящике на тумбочке – отвертки, пилы, кусачки, ножи, плоскогубцы – инструменты, которые всегда под рукой...
– Цех у нас универсальный, – начинает экскурсию по закулисью Елена Баженова. – И выпиливаем, и шьем, и клеим...
На стене макеты – масок, головных уборов, зданий – будущих и уже отслуживших декораций.
– 23 года работаю тут, – улыбается Елена, которая пришла в театр юной девушкой после окончания худграфа. – Подсказала о свободной вакансии в театре подруга. «Бутафор? А кто это?» – тогда я не восприняла предложение всерьез, но на собеседование все же пошла. Отбор был жесткий. Удивилась, когда главный художник Виллен Васильевич Нестеров  выбрал меня.
Первое задание, так называемое боевое крещение, Елена помнит,  как будто это было вчера. Попросили сплести бахрому на занавес. Всего-то 25 метров!
– Две недели плела не отрываясь, – вспоминает Елена. – Главное – получилось!
Сейчас уже сотни предметов реквизита к спектаклям сделаны ее руками.

Мини-город и китайский змей
В ход идут проволока, папье-маше, поролон, пеноплекс, дерево и металл. Бутафор делает реквизит крупный и мелкий.
– В «Принцессе Турандот» сложно было сделать китайского змея – большого,  на всю сцену, – вспоминает Елена.
А для спектакля «Американская рулетка»  пришлось в короткие сроки соорудить макет Санкт-Петербурга. Этакий мини-город в объеме – пять композиций, каждая три метра в длину и два в высоту. Сложная и трудоемкая работа.
Для «Комедии ошибок»   снимали с актеров портретные маски. Тут на помощь Елене пришел скульптор.
– Ох и натерпелись наши артисты, пока с них делали гипсовые слепки, – улыбается Елена. – Но искусство требует жертв!
Со слепков сделала   маски из папье-маше. Но что там маски! Приходилось Елене делать даже чудовищ. Помните на  новогодние праздники в театре показывали «Аленький цветочек»? Так вот, заколдованный принц – дело рук Елены Баженовой.
– Маску делала по принципу ростовой куклы, внутри соорудила сложную конструкцию, чтобы актер мог видеть и говорить.
В сцене грибоедовской комедии «Горе от ума» от искусственной еды, сделанной руками Елены, ломились столы. А зрители думали – настоящая. Так правдоподобно выглядели румяные поросята, запеченные фазаны...

Как разыграть актера?
Елене  нравится создавать настроение и антураж. Художница обожает шить головные уборы, не привязанные к эпохе. Демонстрируя  искусно сделанный цилиндр, курянка рассказывает, что помогли его соорудить специальные болванки, которым уже лет 70 (достались Елене от предыдущих художников).
– Натягиваю марлю, слоями наматываю на болванку и проклеиваю. Затем конструкция разбирается,  и остается основа цилиндра, – поясняет Елена. – Потом делаю донышко, поля и обтягиваю тканью...
В будущем Елена мечтает организовать выставку, чтобы показать мир закулисья зрителям.
– Скоро и этот гипс попадет на хранение, – показывает курянка реквизит. – Заливала гипс на себе, ходила так, пока не застыл, а теперь этот предмет послужит актеру в постановке «Семейный портрет с неизвестным».
Иногда бутафоры подшучивают над актерами. Представьте, репетиция, открывает актер книгу-реквизит, а там шуточное послание, юмористические стихи или вредные советы. Репетицию остановят,  пока актеры не перестанут смеяться.
В конце разговора Елена делится мечтой:
– Хотелось бы попробовать поработать над нетрадиционным спектаклем, в котором смогла бы использовать металл, гайки, сломанные часы. Давно планирую поэкспериментировать с материалами, – признается курянка.
А пока художник-бутафор запаслась горой поролона – работает над созданием реквизита к сказке «Карлик Нос», которую покажут юным курянам на новогодних праздниках.
Екатерина ПРОЗОРОВА.
Фото автора и из личного архива
Елены Баженовой.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...