Электронные сервисы ФСС – пересечение настоящего и будущего
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Внедрение цифровых сервисов, направленных на упрощение взаимодействия Фонда социального страхования с работодателями и получателями социальных услуг, обсудили на круглом столе.    
В обсуждении проектов по переводу отдельных функций ФСС на цифровые сервисы участвовали представители курского регионального отделения фонда, областных комитетов, курирующих здравоохранение и информатизацию госуслуг, обществ инвалидов, государственных и частных лечебных учреждений, федерации профсоюзов и поставщиков средств технической реабилитации.
Председатель регионального отделения ФСС Нина Ткачева рассказала, что ежегодно застрахованным жителям области выплачивается 3 млрд рублей пособий, из которых 2,4 млрд составляют выплаты по листкам временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Остальные 600 млн рублей идут на выплаты компенсаций 4,5 тысячам человек, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Около 1 млрд рублей в текущем году курскому отделению ФСС выделил федеральный бюджет. Эти средства направлены на: санаторно-курортное лечение нуждающихся –  32 млн рублей, обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями – 295 млн и оплату родовых сертификатов – 107 млн.
Из более чем полумиллионного экономически активного населения области застрахованы в ФСС 340 тысяч человек. Разветвленные финансовые потоки фонда диктуют необходимость автоматизации процессов.

От личного кабинета до навигатора
В 2018 году курянам доступны в электронном виде 9 государственных услуг и  несколько сервисов, размещенных на сайте регионального отделения фонда. Например, каждый застрахованный может открыть там «Личный кабинет получателя услуг» и получить доступ к информации о своих листках нетрудоспособности, выплатах по ним, а также к калькулятору для проверки правильности расчета пособий. Для людей с инвалидностью в кабинете содержится информация об индивидуальной программе реабилитации, пособиях и выплатах, заявках на получение средств технической реабилитации и их исполнении.
Сервис «Личный кабинет страхователя» предназначен для работодателей и содержит аналогичную информацию по его сотрудникам.
Любой пользователь может сформировать в кабинете заявление или запрос в фонд и здесь же получить ответ. Цифровые сервисы позволяют в онлайн-режиме отслеживать движение электронной очереди на санаторно-курортное лечение, получать адресную рассылку о льготах и изменении действующего законодательства. Причем организации получают правовую информацию с учетом специфики деятельности, граждане – с учетом личных данных об инвалидности, наличии детей...
Пилотный проект «Социальный навигатор»  – спутник людей с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, у инвалида на улице сломалась коляска. Если  включена услуга геолокации, «Социальный навигатор» сформирует для него список ближайших социальных объектов с указанием адресов и телефонов или вызовет волонтеров для оказания помощи.
Интерфейсы сервисов фонда социального страхования адаптированы для персональных компьютеров, планшетов и мобильных телефонов. То есть сервис всегда будет под рукой и готов дать информацию круглые сутки.
Нина Ткачева заверила обеспокоенных представителей общества слепых в том, что для незрячих инвалидов идут разработки специальных программ с озвучкой.
Выписных центров не будет
Выдача электронного больничного в течение ряда лет осуществлялась в рамках  пилотного проекта. С 2017 года цифровой вариант документа законодательно приравнен к бумажному, а по востребованности опережает его. Если в первый месяц  введения новшества лечебные учреждения области выдали 14 электронных больничных, то на 7 ноября 2018-го – более 21 тысячи. К концу года область планирует ликвидировать выписные центры в организациях здравоохранения. Обязанность по оформлению электронного больничного ляжет на врача. На руки пациенту будет выдаваться только номер документа. Электронные листки нетрудоспособности удобны в том смысле, что заполняющему легко исправить ошибку, цифровой больничный пациент не потеряет, случайно не испортит и не сдаст в бухгалтерию подделку.  Если кто-то выразит желание получить бумажный документ, такое право есть и сроком оно не ограничено.
– С 1 июля в области стартовал пилотный проект «Прямые выплаты», в рамках которого куряне получают средства из бюджета соцстраха непосредственно на свой счет, а не через работодателя. В этом «пилоте» мы освободили бухгалтерскую сеть от начисления пособий и расчета больничных листов. Это касается целого ряда пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем, а также оплата отпуска сверх оплачиваемого на весь период лечения, – сказала начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности Екатерина Простакова.
Работодатели оценили преимущества работы с электронными документами. И все же недоработки у проекта есть. Так, представитель одной из частных клиник заявил о том, что связь с сервисом ФСС доступна только в рабочее время фонда, а клиника принимает пациентов ежедневно с 8 до 20 часов. Человеку, пришедшему на прием вечером или в выходной день, электронный больничный выдать невозможно.

Новые электронные документы
С 26 ноября ФСС запустил проект «Электронный железнодорожный билет». Ранее сотрудник фонда вместе с путевкой в санаторий выдавал инвалиду талон на право безденежного проезда. Чтобы поменять его на пассажирский билет, человек с ослабленным здоровьем вынужден был посетить железнодорожный вокзал. Цифровизация позволила фонду оформлять талон в электронном виде. Для получения электронного железнодорожного билета, человеку теперь достаточно зарегистрироваться на сайте АО РЖД, выбрать вкладку «Льготы/ФСС» и фильтр «Поезда по льготе ФСС» указать номер талона.
В 2019 году перечень электронных документов пополнится родовым сертификатом. Его цифровой вариант освободит будущую маму от курьерских поездок между организациями.

Быстрая покупка СТР
В Курской области проходит апробацию проект «Компенсация денежных средств инвалидам за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации».
– Наш предшественник, комитет социального обеспечения, ориентировал инвалидов на самостоятельное приобретение средств технической реабилитации с последующей выплатой компенсации. Сейчас фонд нацелен на максимальное обеспечение инвалидов  СТР, закупленными на основе конкурентных процедур. Самостоятельное приобретение также не исключается, поскольку стандартная закупка не всегда удовлетворяет индивидуальные пожелания инвалида. Компенсация перечисляляется инвалиду в двухмесячный срок, – рассказала начальник отдела социальных программ регионального отделения ФСС Елена Чуева.
В течение месяца сотрудники ФСС рассматривают заявление на возврат денег и документы, подтверждающие покупку, и еще в течение месяца производится выплата компенсации. Зачастую человек неприятно удивлен ее небольшим размером, поскольку не знал закупочную цену ФСС в момент приобретения средства технической реабилитации. Если в платежные документы закралась ошибка, фонд вообще отказывает в выплате.
С 1 января в области в порядке эксперимента запустится цифровая схема компенсации. Будет утвержден каталог СТР, которые инвалид может приобрести в розничной сети. (В 2019 году в него войдут только трости и костыли).
Проект направлен на совершенствование процедуры выдачи существующей компенсации денежных средств инвалидов.
Выбрав в магазине нужное средство реабилитации, заявитель предоставляет продавцу паспорт и СНИЛС, магазин отправляет запрос в ФСС с вопросами: внесено ли это СТР в индивидуальную программу реабилитации инвалида, подошел ли срок его замены. ФСС сразу же сообщает, имеет ли право инвалид на компенсацию и в какой сумме. Если да, инвалид делает доплату и уходит домой с покупкой. Для получения компенсации магазин отправляет в ФСС и в налоговую инспекцию документы о покупке – товарный чек, сертификат. Фонд на основании данных продавца и налоговой  переводит деньги на счет магазина. Срок выплаты сокращается с двух месяцев до двух дней.
Цифровые проекты фонда облегчают жизнь не только инвалидам, но и лицам, обслуживающим их. Разработчики сервисов в настоящее время устраняют возможные недостатки программного обеспечения и готовы принять замечания и пожелания пользователей.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...