Галина ХАЛЕЦКАЯ: «Не боюсь быть на сцене страшной и смешной»
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Галина ХАЛЕЦКАЯ: «Не боюсь быть на сцене страшной и смешной»


Волшебство Курского драмтеатра, вопреки Станиславскому, начинается не с «вешалки», а с изящных, манящих афиш. Но вот рядом с «клинической комедией» и «уже - таки комедией», «джазовой авантюрой» и «безжалостным романсом» в расписании появилось нечто совсем уж загадочное: «вечер-променад». А блеснет в этом уникальном жанре завтра, 2 декабря, заслуженная артистка России Галина ХАЛЕЦКАЯ. Да-да, это она, любимица многих тысяч театралов, и не только в нашем городе, решила в честь собственного юбилея сама одарить зрителей!    
…Не все согласны с утверждением Флобера: «Мадам Бовари – это я!»: многие жители Владимира убеждены, что несчастная героиня знаменитого произведения такова, какой представила ее на сцене Галина Николаевна. А вот известная реплика еще одной ее героини – «Мы увидим небо в алмазах» – для древнего города-заповедника, увы, уже неактуальна: бриллиантами рожденных актрисой образов в небесах кулис теперь любуются не владимирцы, а куряне. И игра исполнительницы – это «высший пилотаж»: ну не чудо ли – утром предстать властной Мачехой, а вечером того же дня – забитой жертвой мужа-тирана?.. Или (вот уж задача так задача!) талантливо обернуться Аркадиной из «Чайки»?.. А как насчет того, чтобы стать полноправным соавтором драматурга, жившего в… V веке до нашей эры? Словом, может показаться, что Галина Халецкая, подобно недавно оживленному ею персонажу – «демонической женщине», владеет некой магией. Но, по собственному признанию, ничего потустороннего в ее работе нет.
– Галина Николаевна, когда на афише появилось название рассказа замечательной, но подзабытой писательницы Тэффи «Демоническая женщина», я был рад, что теперь благодаря вашему моноспектаклю у нее прибавится читателей. То же можно сказать и о лирике владимирца Владимира Солоухина. А вот «Мои острова, или О чем мечтает женщина» в названии бенефиса – откуда?
– Это «острова» моей собственной памяти. Места, куда можно вернуться благодаря Театру, вновь ощутить испытанную радость в связи с тем материалом, что был когда-то сыгран... или не был сыгран. Вот греет мне душу «Дульсинея Тобосская» Александра Володина – но не случилось, не сыгралось. Ну что же поделать. Как дань уважения этим замечательным пьесам, взяла отрывки и из них. Но не меньшую радость дарят товарищи, предложившие помощь для постановки, несмотря на занятость в репертуаре, на участие в различных проектах. Елейной атмосферы в творческом коллективе не бывает, да и не надо, но когда кому-то нужна поддержка, мы подставляем друг другу плечо.
– Зная вашу пластичность и мастерство дипломированного балетмейстера, предположу, что представление будет красочным…
– Но не цирковым шоу с фейерверком! Несколько танцевальных номеров я, конечно, подготовила. А как же иначе – две профессии идут рука об руку всю жизнь, отмахиваться от опыта работы хореографом в Тамбовской и Владимирской областях было бы несправедливо.
– Кстати, не пересекались ли вы в Тамбовском училище культуры с еще одной известной выпускницей – певицей Лолитой Милявской?
– За ее творчеством не слежу, и ее тамбовские «корни» для меня новость. А вот Леша Глызин на моих глазах заканчивал оркестровое отделение, приезжал досдавать экзамены.
– Ваша вторая альма матер – Воронежская академия искусств, она стала практически вашим домом на четыре года. Поделитесь главным полученным уроком… в нескольких словах?
– Наш любимый педагог Герман Викторович Меньшенин любил повторять: «Труд – вот оселок, на котором оттачивается мастерство». Это не его слова, я потом поискала, нашла – первым фразу произнес Эдгар Дега. Взяла эту мысль на вооружение. Труд. Работать надо. Пахать как лошадь. До седьмого пота. И работой доказывать, что ты имеешь право выходить на сцену.
– В Курске вы заслужили право выходить на ДВЕ сцены. Причем Малую сцену, она же «Седьмой этаж», вы с супругом, Александром Швачуновым, своими постановками вывели из долгого простоя. В чем секрет?
– Опять же в труде: для репетиций оставались только свободное время или отпуск. А пьес-то написано столько, что за десять жизней не переиграть! Когда ты живешь судьбой героев, идеи сами приходят. Но решающее слово всегда за художественным руководителем Юрием Валерьевичем Бурэ, а у него потрясающее чутье на материал.
– Конечно, чтобы приходили идеи, нужна начитанность. Дальний Восток, Тамбов, Воронеж, Владимир – при переездах вы всюду возили домашнюю библиотеку?..
– Еще в моей судьбе есть Грузия. Кстати, подумываю раздать кое-что из запасов, ведь книги не должны лежать мертвым грузом. Хотя в собирание вложено много любви. На моноспектакле я делилась воспоминаниями, что поначалу читать мне было особо и нечего, только детские книжки-худышки. Но при первой возможности я записалась во все библиотеки и была готова там «пропадать». Это был такой праздник – поход за книгами! Специально отмывала коленки… А когда какую-то копеечку начала зарабатывать, зачастила на книжные развалы. Там такой запах – для меня он дороже всяких дорогих духов. И сейчас много времени провожу с книгами. Не люблю перед компьютером сидеть, не понимаю его, неживой он. А от книги теплая энергия идет, а не излучение!
– Кстати, у вашего с Александром Сергеевичем сына, Александра Швачунова-младшего, специальность в филармонии – как раз чтец?
– Мастер художественного слова.
– Похоже, профессия эта ныне стала редкой, как каретник, например...
– ...или печник. И это ужасно. Такое умение нужно передавать из поколения в поколение, сохранять. Ведь еще в 60-70-е годы этот жанр был очень популярен, в том числе на телевидении, а потом стал сходить на нет, почти исчез! Чем заменили – ток-шоу?.. Живое Слово перестало звучать, и из мозгов оно стало выхолащиваться. Люди общаются при помощи...
– ...смайликов...
– Да, практически наскальных рисунков, как в каменном веке! К счастью, как раз в Курской филармонии красоту слова оберегают. И там полные залы! На днях прошел замечательный спектакль «Л.Ю.Б.» по Маяковскому. Значит, людям нужно Слово, еще не все пропало! Для меня это дорого, как для человека, который любит выходить на площадку и со стихом, и с прозаическим текстом. И, повторюсь, книги подарят нам еще столько идей!
– И напоследок – о новогодней сказке: увидим ли мы вас в спектакле по Вильгельму Гауфу с его завораживающей атмосферой?
– Нет, я в этой постановке не занята, хотя сказки, детские спектакли очень люблю. Хотелось бы, чтобы их в репертуаре было больше. Сказка – это всегда яркие образы и характеры, а я люблю экспериментировать над собой. Не боюсь быть на сцене страшной, смешной, уродливой – какой угодно! Наоборот, интересны такие вот «качели». Зато репетирую сваху в «Бальзаминове», разве не подарок?
  • Комментарии
Загрузка комментариев...